Досье на проект федерального закона
В настоящее время "геноцид", как правовая конструкция, получила широкое доктринальное толкование и закрепление на международном уровне, а также активно используется иностранными государствами и их объединениями на международной арене и становится механизмом продвижения национальных интересов в решении геополитических вопросов.
При поддержке Президента Российской Федерации реализуется проект "Без срока давности" (далее - проект). Активисты проекта находят ранее неизвестные места массовых казней, выявляют архивные документы с подтверждением зверств оккупантов в отношении мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны, оказывают помощь в поиске свидетелей совершенных преступлений для их дальнейшего участия в судебных заседаниях.
Судебные процессы и расследования нацистских преступлений в области геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны ведутся до сих пор, что свидетельствует о неугасающей актуальности вопроса о правовом закреплении механизма увековечения памяти жертв геноцида советского народа.
На сегодняшний день вынесено уже 19 судебных решений, признающих геноцидом преступления нацистов и их союзников против мирного советского населения, в результате которого пострадало порядка 4 млн мирных жителей. Судебные процессы будут продолжаться.
С учетом наличия правовой квалификации преступлений нацистов против мирных советских граждан и военнопленных судебными органами, нивелирование законодательного закрепления данного понятия сегодня не отвечает политическим задачам Российской Федерацией на международной арене, интересам национальной безопасности, в том числе в сфере сохранения и защиты исторической памяти для консолидации российского общества.
Правовое регулирование в сфере увековечения памяти представлено двумя законодательными актами: Законом Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (далее - Закон N 4292-1) и Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне" (далее - Закон о Победе).
Между тем, Закон N 4292-1 распространяется исключительно на защитников Отечества; мирное население Советского Союза, погибшее в результате геноцида, не входит в круг лиц, в отношении которых действует вышеназванный закон.
В Законе о Победе делается упоминание о том, что захоронения жертв Великой Отечественной войны являются памятниками Великой Отечественной войны, при этом не уточняется категория "жертвы Великой Отечественной войны", нет четкого разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствуют нормы об учете и паспортизации таких захоронений и т.д.
В связи с изложенным отдельный нормативный правовой акт, направленный на урегулирование вопроса увековечения памяти жертв геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны, отсутствует.
Проект федерального закона "Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (далее - законопроект) разработан в виде проекта отдельного федерального закона, в рамках которого получает закрепление понятие "геноцид советского народа", устанавливаются формы увековечения памяти жертв геноцида советского народа, регламентируется порядок захоронения (перезахоронения) жертв геноцида советского народа, а также обеспечения сохранности указанных захоронений или непогребенных останков.
Стоит отметить, что поисковая деятельность в отношении останков погибших мирных граждан от геноцида в настоящее время не урегулирована, так как Законом N 4292-1 регламентируется поисковая деятельность только в отношении останков погибших при защите Отечества.
Так как реализуемые сейчас на практике действия поисковых отрядов по обнаружению и изъятию останков жертв геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны фактически не санкционированы на законодательном уровне, на практике это может повлечь необоснованное привлечение поисковиков к уголовной ответственности (например, по статье 244 Уголовного кодекса Российской Федерации "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения").
В этой связи законопроектом закрепляется специальная процедура согласования и проведения поисковых работ в отношении останков мирных граждан. Также в соответствии с законопроектом в целях обеспечения сохранности непогребенных останков погибших жертв геноцида при их обнаружении может вводиться ограничение в виде запрета на проведение строительных, земляных, дорожных и других работ с целью исключения их повреждения или несанкционированного перемещения.
Также в законопроекте проводится четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти жертв геноцида советского народа.
Отдельно отмечаем, что законопроектом закрепляются уже реализуемые на практике полномочия органов государственной власти Российской Федерации. Так, во исполнение поручений Президента Российской Федерации по реализации проекта "Без срока давности", данных Российскому организационному комитету "Победа", федеральными органами исполнительной власти проводится комплекс мероприятий, направленных на увековечение памяти жертв геноцида советского народа.
Часть ныне реализуемых полномочий отражена в действующем законодательстве. Например, в статье 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" уже содержится полномочие органов государственной власти Российской Федерации по сооружению, сохранению и реставрации памятников и других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память о погибших в Великой Отечественной войне.
В этой связи закрепление вышеуказанных полномочий в законопроекте полностью отвечает сложившейся практике и логике системного характера изменения российского законодательства.
Кроме того, актуальность законодательного закрепления вопроса увековечения памяти жертв геноцида советского народа носит не только правовой характер. Это также важно ввиду возрождения идей неонацизма на территории ряда иностранных государств.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"
Реализация положений Федерального закона "Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и будет осуществляться в рамках уже установленной предельной численности соответствующих государственных и муниципальных органов.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"
Принятие проекта федерального закона "Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не потребует изменения внесения изменений в другие федеральные законы.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"
Принятие и реализация Федерального закона "Об увековечении памяти жертв геноцида советского народа в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.