Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 652632-8 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" 1 подготовлен с учетом решений, озвученных Президентом Российской Федерации в рамках Петербургского международного экономического форума 7 июня 2024 г., и направлен на возобновление индексации страховой пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам, а также изменение источника финансирования валоризации величины расчетного пенсионного капитала.
В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ 2 пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ 3, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ, без учета индексации. То есть указанным пенсионерам осуществляется индексация пенсии, но к выплате подлежат суммы страховой пенсии, без учета индексации.
В случае прекращения пенсионерами работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии выплачиваются в размере, определенном в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ, с учетом индексации (увеличения), корректировки ее размера, имевшие место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Согласно проектируемым нормам с 2025 года страховые пенсии работающих пенсионеров ежегодно подлежат индексации наравне с пенсионерами, оставившими работу.
Согласно предлагаемому механизму, индексируется сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом всех индексаций (увеличений), корректировок, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, из которой вычитается сумма страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, исчисленная до индексаций 2025 года и последующих годов, и определенная таким способом разница сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии прибавляется к сумме страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваемой по состоянию на дату, предшествующую индексации.
Законопроектом также предлагается внесение изменений в Федеральный закон N 167-ФЗ в части изменения порядка финансирования валоризации величины расчетного пенсионного капитала.
В связи с проведенными мероприятиями по совершенствованию пенсионной системы объем и доля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на покрытие обязательств по пенсионному обеспечению граждан выросли, а трансферт федерального бюджета - сократился.
В этой связи предлагается предусмотреть возможность финансирования валоризации величины расчетного пенсионного капитала в том числе и за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решение об объемах средств страховых взносов и трансфертов федерального бюджета будет определяться ежегодно в рамках бюджетного законодательства.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 Далее - законопроект.
2Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее - Федеральный закон N 400-ФЗ.
3Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" 1
Проект федерального закона начиная с 2025 года предусматривает индексацию страховых пенсий работающим пенсионерам, при этом устанавливает особенности выплаты страховой пенсии гражданам, имеющим периоды осуществления работы и (или) иной деятельности до 31 декабря 2024 года.
Указанным гражданам суммы увеличения в результате индексации страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 2, определяются исходя из индексации установленного размера пенсии, исчисленного на 31 декабря 2024 года в соответствии с указанным федеральным законом.
Реализация предлагаемых изменений законодательства с учетом изменений ежегодного порядка индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии потребует дополнительных бюджетных ассигнований (с учетом увеличения средств на доставку): в 2025 году - 96,45 млрд. рублей, в 2026 году - 177,03 млрд. рублей, в 2027 году - 260,00 млрд. рублей.
С учетом даты вступления в силу проектируемых законопроектом норм - 1 января 2025 года, дополнительные расходы на реализацию проекта федерального закона будут предусмотрены при составлении бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Предусмотренное законопроектом внесение изменений в пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предполагает включение межбюджетного трансферта из федерального бюджета, предоставляемого бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, в состав направляемого в бюджет СФР из федерального бюджета трансферта на обязательное пенсионное страхование.
Реализация указанных изменений не повлияет на уровень расходов бюджета СФР на финансирование выплаты страховых пенсий и не приведет к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
------------------------------
1 Далее - проект федерального закона, законопроект.
2 Далее - Федеральный закон N 400-ФЗ.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" потребуется принятие приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 545н".
Основание - статья 2 законопроекта.
Срок подготовки: в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: обеспечение механизма индексации страховых пенсий работающим пенсионерам с 1 января 2025 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.