Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца тридцать второго части первой статьи 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - законопроект) разработан в целях упрощения порядка принятия решений об участии хозяйственного общества (далее - общество) в ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций, а именно введение диспозитивного регулирования в части возможности отнесения уставом акционерного общества полномочий по принятию таких решений к компетенции совета директоров или коллегиального исполнительного органа общества, а также в части возможности отнесения указанных полномочий уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции коллегиального исполнительного органа общества. Кроме того, законопроектом обеспечивается соответствие с указанной целью норм Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) и иных законодательных актов.
В частности, законопроектом вносятся изменения в:
подпункт 18 пункта 1 статьи 48 и подпункт 17.1 пункта 1 статьи 65 Закона об АО;
подпункт 4 пункта 2.1 статьи 32 и подпункт 1 пункта 2 статьи 33 Закона об ООО.
Анализ правоприменительной практики выявил, что действующее требование корпоративного законодательства о вынесении вопроса о создании обществом ассоциаций (союзов) и иных объединений с участием коммерческих организаций и об участии общества в ассоциациях (союзах) и иных объединениях с участием коммерческих организаций на решение исключительно высшего органа управления общества является избыточным и приводит, к дополнительным временным и материальным затратам (расходам), связанным с организацией и проведением соответствующих корпоративных процедур.
Для обществ, особенно крупных, участие в некоммерческих объединениях является скорее операционным решением, вызванным необходимостью обсуждения общих для той или иной отрасли бизнеса специфических вопросов, не затрагивающих имущественные интересы акционеров (участников). При этом, как правило, расходы общества ограничиваются стоимостью годового членского взноса в ассоциации, который несопоставим с масштабами деятельности общества.
В частности, следует отметить, что в настоящее время подпунктом 17.1 пункта 1 статьи 65 Закона об АО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества отнесено принятие решений об участии и о прекращении участия общества в других организациях (за исключением ассоциаций и иных объединений коммерческих организаций), если уставом общества это не отнесено к компетенции исполнительных органов общества. Вместе с тем участие общества в иных организациях может нести более существенные риски, обусловленные, например, такими факторами, как солидарная ответственность по сделкам, заключенным во исполнение указаний основного общества, и субсидиарная ответственность по его долгам в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества.
Обозначенная проблема правоприменительной практики обусловливает потребность в разработке законопроекта, который позволит оптимизировать хозяйственную деятельность обществ в части участия в ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций.
В подпункте 18 пункта 1 статьи 48 Закона об АО, подпункте 4 пункта 2.1 статьи 32 и подпункте 1 пункта 2 статьи 33 Закона об ООО в качестве одной из разновидностей объединений указывается ассоциация. Однако в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) соответствующая организационно-правовая форма обозначена как "ассоциация (союз)". В связи с этим в законопроекте используется аналогичная ГК РФ формулировка.
Также в абзаце седьмом пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ в описании компетенции органа управления корпорации присутствует формулировка "принятие решений о создании других юридических лиц, об участии в других юридических лицах".
В связи с этим в целях исключения правовой неопределенности и приведения действующего регулирования в соответствие с ГК РФ законопроектом предусмотрено внесение дополнительных изменений в подпункт 18 пункта 1 статьи 48 и подпункт 17.1 пункта 1 статьи 65 Закона об АО, а также в подпункт 4 пункта 2.1 статьи 32 и подпункт 1 пункта 2 статьи 33 Закона об ООО и иные законодательные акты в части использования унифицированной конструкции "о создании и об участии". В части применимости формулировки "создание" по отношению к ассоциациям (союзам) необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 123.9 ГК РФ число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций (союзов). В целях государственной регистрации некоммерческой организации в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" необходимо представить в регистрирующий орган в том числе решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах. Из приведенных норм следует, что учредителям ассоциации (союза) в целях ее создания необходимо принять соответствующее решение и заключить договор о создании. Предусмотренная в Законе об АО формулировка "об участии" не охватывает компетенцию органа управления о принятии решения о создании юридического лица.
Кроме того, в связи с признанием утратившим силу Федерального закона "О финансово-промышленных группах", устанавливавшего правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации, законопроект предусматривает внесение изменений в подпункт 18 пункта 1 статьи 48 Закона об АО в части исключения упоминаний о финансово-промышленных группах.
Корреспондирующие с указанными изменения с учетом применимости вносятся также в следующие законодательные акты:
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)";
Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
Федеральный закон "О Российском Фонде Прямых Инвестиций";
Федеральный закон "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие соответствующего федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца тридцать второго части первой статьи 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца тридцать второго части первой статьи 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца тридцать второго части первой статьи 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца тридцать второго части первой статьи 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца тридцать второго части первой статьи 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца тридцать второго части первой статьи 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.