Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - законопроект) подготовлен в целях гуманизации законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы содержания подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, а также реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. N 1138-р, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации в части изменение подхода к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах с учетом того, что вина их в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Законопроектом предлагается исключить необходимость получения разрешений лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, на свидания с родственниками и иными лицами и на телефонные разговоры, также предлагается предоставить подозреваемым и обвиняемым возможность общаться с родными и иными лицами, перечисленными в статье 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон), путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технических возможностей и под контролем администрации. Порядок организации такого общения предлагается определить федеральному органу, исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей.
В настоящее время права на встречи с родными и телефонные разговоры напрямую зависит от решения следователя, которые нередко отказывают в таких встречах, разговорах или нередко используют их в качестве поощрения за признание вины и содействие следствию. И такие действия вполне могут быть расценены как злоупотребления. Так, например, следователь может сначала дать разрешение, а потом без внятных причин его отозвать, а родственники, приехавшие издалека, могут узнать об отмене свидания только по прибытии.
Конституционный суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно указывал, что положение Федерального закона, которое закрепляет разрешительный порядок решения вопроса об их предоставлении, не может быть истолковано как дающее правоприменителю возможность отказать в предоставлении свиданий без достаточно веских оснований (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 1998 года N 159-О, от 13 июня 2002 года N 176-O, от 16 октября 2003 года N 351-О, от 17 июня 2010 года N 807-О-О и от 17 июля 2012 года N 1334-О).
В целях исключения злоупотреблений, а также необходимости обеспечения приемлемого минимального уровня общения с родными, законопроектом предлагается не ставить реализацию гарантированного законом права в зависимость от решений тех или иных должностного лица. Представляется, что ограничения количества и времени встреч, которые уже установленные Федеральным законом (допускается не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое) являются достаточными, а сохранение семьи и позитивных социальных контактов арестантов будет положительно сказываться на ресоциализации человека, задержанного по подозрению в совершении преступления либо в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, но вина которого еще не доказана.
Кроме того, для стимулирования социально полезного поведения подозреваемых и обвиняемых законопроектом по аналогии с мерами поощрения, применяемыми к осужденным к наказанию в виде лишению свободы, установленными Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, предлагается ввести меру поощрения в виде предоставления дополнительного свидания.
Принимая во внимание, что численность подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу, в настоящее время все еще остается высокой: в среднем ежегодно в СИЗО содержатся около 100 тыс. человек, из них каждый десятый арестант - женщина, а почти каждый четвертый обвиняемый освобождается без назначения фактического отбывания наказания в местах лишения свободы, в том числе осужденные условно, предусмотренные законопроектом изменения будут способствовать гуманизации уголовно-исполнительной политики и стимулировать положительное поведение подозреваемых и обвиняемых возможностью общения с родными и близкими.
Законопроектом предполагается внесение корреспондирующих изменений в ведомственный акт Минюста России, в связи с чем предусмотрен особый порядок вступления его в силу.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений'
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" потребует внесения изменений в приказ Минюста России от 04 июля 2022 г. N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы".
Цель - внесение корреспондирующих изменений в указанный нормативный правовой акт.
Исполнители: Минюст России, ФСИН России;
Срок подготовки - в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу Федерального закона.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.