Досье на проект федерального закона
По данным Банка России, в середине 2022 года уровень закредитованности граждан вырос до 55%, что свидетельствует о высокой степени закредитованности населения Российской Федерации, вместе с тем подтверждая наличие запроса у граждан на оказание микрофинансовых услуг, направленных на исполнение кредитных обязательств и удовлетворение бытовых нужд. Согласно информации Федеральной службы судебных приставов в 2021 году количество неплательщиков составляет 8,6 млн. человек. Эти данные совпадают с данными ВЦИОМ, 38% опрошенных респондентов отметили, что испытывают трудности с погашением долгов перед банками и микрофинансовыми организациями - в основном это молодёжь и пенсионеры.
В России на конец 2022 года насчитывалось 17,3 млн человек с действующими микрозаймами, следует из расчетов СРО "МиР". За 2022 год клиентская база микрофинансовых организаций увеличилась на 3,1 млн заемщиков, или на 21,9%. Темпы прироста показателя оказались выше, чем в пандемийном 2020 году (9,5%).
Кредиторы в случаях, когда истребование долга затруднено, используют механизмы, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, а именно передают права истребования задолженности по заключенному договору в рамках договора цессии, либо по договорам финансирования под уступку денежного требования (договор факторинга). Это создает условия для привлечения коллекторских агентств, что оказывает дополнительное воздействие на должника, не способствуя при этом погашению долговых обязательств, в силу отсутствия у должника средств для погашения долга.
В связи с этим, предлагается ограничить возможность перехода права требования истребования задолженности в случае с договорами микрозайма во всех случаях, включая договоры цессии и договоры финансирования под уступку денежного требования, сделав отношения между кредитором и должником четкими и прозрачными. Исключение делается лишь для случаев, когда организация кредитора подвергается реорганизации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" потребует дополнительные финансовые расходы из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, дополнения, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.