Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается дополнить статью 8 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" частью 6, согласно которой займодавец не может осуществлять передачу права (требования) исполнения обязательства по договору микрозайма, в том числе по договору цессии и договору финансирования под уступку денежного требования, за исключением случаев, когда такая передача права (требования) исполнения обязательства обусловлена правопреемством.
Вместе с тем в пояснительной записке к законопроекту не содержится обоснования недостаточности действующего правового регулирования уступки прав (требований) по договору займа третьим лицам, предусмотренного статьями 12 и 13 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".
Необходимо отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации уступка требований кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" также предусмотрены меры, направленные на защиту прав и законных интересов заемщиков по договорам микрозайма.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" условие о возможности запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) включается в индивидуальные условия указанного договора, которые должны быть согласованы кредитором и заемщиком индивидуально. При этом по таким договорам установлено ограничение круга лиц, которым кредитор вправе уступить права (требования) по потребительским кредитам (займам).
Проектируемые изменения не учитывают действующее комплексное правовое регулирование, не только направленное на соблюдение баланса интересов сторон договора потребительского кредита (займа), но и предоставляющее достаточные гарантии соблюдения интересов заемщиков как экономически более незащищенной стороны в кредитных (заемных) правоотношениях, и принятие федерального закона может оказать негативное влияние на стоимость заемных средств для граждан в связи с невозможностью использования микрофинансовыми организациями сложившихся моделей оптимизации рисков.
Таким образом, действующее правовое регулирование вопросов уступки прав (требований) по договору займа третьим лицам является сбалансированным, а введение предусмотренных законопроектом специальных запретов для займодавцев представляется избыточным.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства Российской Федерации от 1 августа 2023 г. N 6329-П13 "Заключение на проект федерального закона N 655566-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы С.Д. Леоновым"
Опубликование:
-