Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 652632-8 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, В.В. Володиным и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" подготовлен с учетом решений, озвученных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в выступлении на XXVII Петербургском международном экономическом форуме 7 июня 2024 года.
Представленный законопроект направлен на возобновление индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работающим пенсионерам, а также на изменение порядка формирования бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность (далее - работающие пенсионера), в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с указанным Федеральным законом, без учета индексации.
При увольнении пенсионеру выплачиваются суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации (увеличения), корректировки ее размера, имевших место в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы (иной деятельности).
Законопроектом предлагается возобновить с 2025 года работающим пенсионерам индексацию страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, в связи с чем, вносятся изменения в статью 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, предусматривающие механизм индексации и выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом следующих особенностей.
Во-первых, работающим пенсионерам выплате в непроиндексированном размере будет подлежать только страховая пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии, исчисленные на 31 декабря 2024 года.
Во-вторых, индексации будет подлежать тот размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, который полагается пенсионеру в случае оставления работы (далее - полагающий размер пенсии).
Таким образом, работающим пенсионерам будет выплачиваться зафиксированный на 31 декабря 2024 года размер страховой пенсии и фиксированный выплаты к страховой пенсии, увеличенный на сумму индексации полагающегося размера пенсии.
Как и по действующему порядку, пенсионерам, прекратившим осуществление работы, суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом всех пропущенных в связи с осуществлением работы индексаций, будут выплачены с 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения.
При этом вновь выходящие на страховую пенсию в 2024 и последующих годах работающие пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней в полном объеме и без каких-либо ограничений.
Законопроектом также предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части изменения порядка предоставления Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала.
В настоящее время компенсация средств, необходимых для выплаты валоризации, финансируется напрямую из федерального бюджета путем направления в бюджет Фонда соответствующего межбюджетного трансферта.
Законопроектом предлагается включить расходы на валоризацию в состав трансферта на обязательное пенсионное страхование, который, по своей сути, является трансфертом на сбалансированность дефицита бюджета Фонда, т.е. предоставляется федеральным бюджетом на покрытие указанного дефицита.
Учитывая, что согласно Федеральному закону от 27 ноября 2023 года N 542-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" с 2024 года трансферт на обязательное пенсионное страхование в бюджет Фонда больше не предоставляется, а расходы на валоризацию расчетного пенсионного капитала определены в 2025 году в размере 757,06 млрд. рублей, в 2026 году - 739,41 млрд. рублей, представляется, что расходы на валоризацию будут осуществляться, в том числе и за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что может не позволить Фонду получить профицит бюджета по распределительной составляющей обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с вступающей в силу с 1 января 2025 года новой частью 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" изменится порядок индексации размера страховых пенсий. Так, страховые пенсии планируется ежегодно дополнительно индексировать с 1 апреля исходя из роста доходов бюджета Фонда.
Принимая во внимание социальную значимость законопроекта, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.