Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на повышение качества медицинского образования.
Здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а его сохранение и укрепление играют основополагающую роль как в жизни каждого человека, так и в жизни общества и государства (часть 1 статьи 7, статья 41 Конституции Российской Федерации).
Вопросы качества оказания медицинской помощи напрямую связаны с применением новых знаний и инноваций, использованием высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, что требует высокого уровня квалификации медицинских работников, достигаемого посредством получения высшего образования и совершенствования ими своих знаний и навыков на протяжении всей жизни и постоянного повышения медицинскими работниками своего профессионального уровня и квалификации.
Качество подготовки медицинских кадров является одним из важнейших конституционных приоритетов обеспечения национальной безопасности.
В соответствии с этим государство призвано обеспечить гарантии получения качественного медицинского образования, которое может осуществляться лишь при наличии необходимой инфраструктуры и условий для эффективной клинической практики лицами, отвечающими высоким квалификационным и репутационным требованиям.
В настоящее время подготовка медицинских кадров по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры осуществляется в:
1) 127 образовательных организациях высшего образования, из которых 49 организаций подведомственны Министерству здравоохранения Российской Федерации, 56 - Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, 3 - Министерству просвещения Российской Федерации, 3 - органам местного самоуправления, 2 - Правительству Российской Федерации, 14 - частные образовательные организации высшего образования;
2) 2 научных организациях, из которых 1 организация подведомственна Министерству здравоохранения Российской Федерации, 1 организация подведомственна Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
По данным НИУ "Высшая школа экономики" на конец 2022 года образовательная деятельность по дополнительным профессиональным программам осуществляется:
1) 2322 организациями дополнительного профессионального образования;
2) 2213 профессиональными образовательными организациями;
3) 1110 образовательными организациями высшего образования;
4) 179 научными организациями;
5) 789 иными организациями.
Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования может осуществляться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, получившей лицензию на образовательную деятельность, при этом процедура лицензирования образовательной деятельности не включает в себя установление соответствия кадрового обеспечения, материально-технической базы организации установленным законодательством требованиям. На практике зачастую складывается ситуация, когда образовательную деятельность как по основным, так и по дополнительным образовательным программам, осуществляют организации, не имеющие необходимой образовательной инфраструктуры, клинической базы для прохождения практической подготовки и квалифицированного кадрового состава.
Принимая во внимание исключительную ценность общественных благ, которые должны профессионально обеспечиваться лицами, получившими медицинское образование, государство должно уделять особое внимание контролю за соблюдением установленных требований в данной сфере организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В этой связи законопроектом предлагается:
1) возложить на Министерство здравоохранения Российской Федерации следующие полномочия:
- по разработке и утверждению типовых дополнительных профессиональных программ медицинского образования, что позволит обеспечить единый уровень подготовки специалистов в сфере здравоохранения в рамках системы дополнительного профессионального образования, предъявить требования к условиям реализации дополнительных профессиональных программ медицинского образования;
- по установлению формы заключения о соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования, требований соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам, типовым дополнительным профессиональным программам, порядка и условий его выдачи, а также критерии соответствия организации, осуществляющей образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, типовых дополнительных профессиональных программ к кадровому обеспечению, материально-технической базе;
2) возложить на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения полномочие по выдаче заключения о соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования, требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, типовых дополнительных профессиональных программ;
3) установить, что:
- лицензионные требования и условия, предусмотренные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, типовых дополнительных профессиональных программ к кадровому обеспечению, материально-технической базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования. При этом сами требования для реализации основных образовательных программ медицинского образования должны быть установлены в федеральных государственных образовательных стандартах по всем медицинским специальностям и направлениям подготовки, а для реализации дополнительных образовательных программ медицинского образования - в типовых образовательных программах. В этой связи для реализации законопроекта потребуется внесение изменений в указанные федеральные государственные образовательные стандарты, а также разработка типовых образовательных программ;
- лицензирование осуществляется по областям и видам профессиональной деятельности, в отношении которых утверждены примерные дополнительные профессиональные или типовые дополнительные профессиональные программы (для дополнительного профессионального образования);
4) установить запрет на применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ среднего медицинского образования и среднего фармацевтического образования, основных образовательных программ высшего медицинского образования и высшего фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных программ, предусматривающих практическую подготовку обучающихся;
5) предусмотреть отложенный срок вступления в силу Федерального закона с учетом положений Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а также в связи с необходимостью внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты и разработки типовых дополнительных профессиональных программ медицинского образования;
6) обязать организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования, получить соответствующие заключения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения до 1 сентября 2025 года. В случае неполучения заключения, учредитель или уполномоченный им орган управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам медицинского образования, должны будут обеспечить перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности;
7) установить, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования, продолжают реализовывать соответствующие программы при условии, что:
- до 1 сентября 2025 года ими будут получены заключения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;
- до 1 марта 2026 года будут внесены необходимые изменения в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с выдачей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья (далее - Росздравнадзор), будет осуществляться в пределах установленной численности работников Росздравнадзора и бюджетных ассигнований, предусмотренных Росздравнадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.