Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования деятельности Общественной палаты Российской Федерации, институтов гражданского общества, в том числе в рамках обеспечения сохранения, укрепления и популяризации традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Учитывая продолжающееся санкционное давление со стороны недружественных иностранных государств, а также непрекращающиеся попытки отмены русской культуры, сохранение языковой самобытности, культурно-исторического и духовно-нравственного наследия народов России приобретает особую актуальность. Именно на эти цели направлен Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" в котором декларируется, что стратегическим национальным приоритетом является - "Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти".
Значимость сохранения и укрепления таких ценностей была подчеркнута Президентом Российской Федерации в ходе оглашения Послания Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года: "Россия была и остается оплотом традиционных ценностей, на которых строится человеческая цивилизация".
Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей представляет собой совокупность скоординированных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и иными органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей.
В сложившихся условиях представляется необходимым активное вовлечение институтов гражданского общества, в том числе субъектов общественного контроля в деятельность по поддержке и реализации гражданских инициатив, направленных на сохранение, укрепление и популяризацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В связи с изложенным в законопроекте предлагается дополнение соответствующих законодательных актов положениями о выдвижении, поддержке и реализации гражданских инициатив, направленных на сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей Российской Федерации.
Кроме того, в целях ограничения иностранного влияния и обеспечения суверенитета российского гражданского общества положения законопроекта предусматривают ограничение возможности быть членом Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат для иностранных агентов и лиц, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства.
Дополнительно, принимая во внимание увеличение количества представителей общественных палат субъектов Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2022 года N 589-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации", представляется целесообразным предусмотреть соразмерное увеличение количества граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, представителей общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций в составе Общественной палаты Российской Федерации, уровняв их количество с представителями региональных общественных палат, что также позволит увеличить количество направлений общественной деятельности, по которым выдвигаются кандидаты от общероссийских общественных объединений, иных некоммерческих организаций.
Кроме того, сложившаяся правоприменительная практика в области формирования Общественной палаты Российской Федерации позволяет выявить некоторые пробелы в правовом регулировании, которые в законопроекте предлагается устранить.
Так, в части 5 статьи 8 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" устанавливается, что общественные палаты субъектов избирают из своего состава путем тайного альтернативного голосования по одному обладающему безупречной репутацией представителю для направления в состав Общественной палаты Российской Федерации. Вместе с тем сроки полномочий членов общественных палат субъектов Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации зачастую не синхронизированы. В результате одно и то же лицо, уже утратив свои полномочия члена Общественной палаты субъекта Российской Федерации, может продолжать выступать представителем соответствующей общественной палаты в Общественной палате Российской Федерации, что приводит к нарушению принципа представительства и невозможности для Общественной палаты субъекта Российской Федерации заменить своего представителя.
В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в часть 5 статьи 8 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" и корреспондирующие им изменения в часть 1 статьи 15 Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации", добавив в качестве основания прекращения полномочий члена Общественной палаты Российской Федерации истечение срока его полномочий в качестве представителя общественной палаты субъекта Российской Федерации в составе Общественной палаты Российской Федерации.
Также в законопроекте предусматривается приведение отдельных положений Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" в соответствие с положениями федеральных законов от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Также в законопроекте предполагается изменение организационно-правовой формы Аппарата Общественной палаты Российской Федерации, что вызвано необходимостью повышения эффективности деятельности Аппарата Общественной палаты Российской Федерации в целях обеспечения наиболее эффективного организационного, правового, аналитического, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Общественной палаты, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в том числе за счет получения дополнительных возможностей для обеспечения нужд Аппарата Общественной палаты Российской Федерации, что позволит осуществлять деятельность Аппарата Общественной палаты Российской Федерации не только за счет средств бюджета, но и за счет средств от приносящей доход деятельности, а также усовершенствовать и более эффективно исполнять государственные задания Правительства Российской Федерации, реализовывать финансово-хозяйственную деятельность по исполнению контрактов заключаемых для нужд Аппарата Общественной палаты Российской Федерации.
На данный момент размещение информации о начале процедуры выдвижения кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии нового состава, сообщений об образовании общественных наблюдательных комиссий в правомочном составе; о приостановлении либо о прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии; сведений о составе общественной наблюдательной комиссии и об изменениях в нем; сведений о месте нахождения общественной наблюдательной комиссии осуществляется в федеральном государственном бюджетном учреждении "Редакция "Российской газеты" и периодических печатных изданиях, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых являются органы государственной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, что зачастую связано с дополнительным сложностями.
В целях оптимизации порядка размещения установленной информации законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 и часть 15 статьи 10 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", установив возможность размещения соответствующих уведомлений и сведений в сетевом издании Общественной палаты - официальном сайте Общественной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В связи с принятием Федерального закона от 5 декабря 2022 года N 497-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и внесением изменений, устанавливающих, что общественная палата субъекта Российской Федерации возмещает расходы, связанные с осуществлением полномочий членов соответствующей общественной наблюдательной комиссии, и оказывает содействие в материально-техническом и информационном обеспечении деятельности соответствующей общественной наблюдательной комиссии, представляется необходимым закрепление порядка и оснований финансирования таких расходов.
В июле 2023 года решением совета Общественной палаты Российской Федерации был утвержден типовой Кодекс этики члена Общественного совета при федеральном органе исполнительной власти. Как показала практика установленные в приведенном Кодексе обязательные правила поведения члена Общественного совета при федеральном органе исполнительной власти, основанные на морально-нравственных нормах, уважении к обществу и своим коллегам оказались востребованными. Учитывая приведенные обстоятельства, в законопроекте предусматривается закрепление такого обязательства на постоянной основе.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации не потребует дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов, федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.