Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" разработан в целях поддержки семей и одиноко проживающих граждан, нуждающихся в оказании государственной социальной помощи.
В настоящее время при расчете среднедушевого дохода доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов.
Вместе с тем доходами, которыми семья фактически может распоряжаться для совершения расходов на жизнеобеспечение себя и своих детей, создания и поддержания условий проживания, являются денежные средства, полученные лицом после уплаты всех налогов.
Принимая во внимание цели оказания государственной социальной помощи в части поддержания уровня жизни, снижения уровня социального неравенства, повышения доходов населения, необходимо разрабатывать меры, соответствующие реальному положению, реальным доходам населения.
Законопроектом предлагается учитывать при определении суммы доходов семьи и одиноко проживающих граждан полученные доходы за вычетом налогов, то есть именно ту сумму, которую они расходуют на собственное содержание и своих детей.
Рассчитанный доход является определяющим показателем, поскольку малоимущими и имеющими соответственно право на государственную социальную помощь признаются семьи (одиноко проживающие граждане), чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте РФ.
В связи с тем, что определенная в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 44-ФЗ сумма среднедушевого дохода прямо является критерием признания семьи и одиноко проживающих граждан малоимущими, представляется целесообразным и справедливым принимать в расчет только сумму доходов, которую люди имеют реальную возможность распределить на собственные нужды.
На практике складывается ситуация, что люди, не имеющие возможности на удовлетворение базовых потребностей, находящиеся в сложной жизненной ситуации, нуждающиеся в поддержке, на "бумаге" относятся к людям с достаточными доходами и не имеют права на государственную помощь, - это создает предмет социальной напряженности в обществе и не соответствует целям социальной политики государства.
Необходимо также обратить внимание, что величина прожиточного минимума, установленная на 2024 год (по данным Федеральной службы государственной статистики) в субъектах Российской Федерации, в 64 из них составляет не более 16 тыс. рублей.
Таким образом, люди, имеющие доходы после вычета всех налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации ниже прожиточного минимума, заведомо не являются "богатыми, сверхбогатыми" и даже "средним классом". В связи с чем в случае принятия законопроекта недобросовестные намерения на получение мер социальной поддержки гражданами, не нуждающимися в помощи, исключаются.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" потребует дополнительных расходов федерального бюджета в части оказания субъектами Российской Федерации государственной социальной помощи на условиях софинансирования из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.