Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 657523-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В подростковой среде на территории Российской Федерации отмечается распространение такого явления, как сниффинг, при котором состояние токсического опьянения достигается путем вдыхания углеводородных сжиженных газов, входящих в состав ряда товаров хозяйственно-бытового назначения, в частности используемых в баллончиках для заправки зажигалок или самих зажигалках, в баллончиках для работы портативных туристских газовых плит и др. Указанные вещества при вдыхании могут вызвать аритмию и остановку сердца, что с высокой степенью вероятности приводит к летальному исходу.
По данным следственных органов данная проблема не разрешается уже в течение длительного времени, несмотря на принимаемые в субъектах Российской Федерации меры, в том числе нормативного характера, направленные на борьбу со снифингом.
Так, в результате отравления газосодержащей продукцией с 2016 года по 2023 год пострадали 844 несовершеннолетних: в 2016 году - 66 несовершеннолетних (в возрасте до 14 лет - 17), в 2017 году - 146 (в возрасте до 14 лет - 40), в 2018 году - 161 (в возрасте до 14 лет - 53), в 2019 году - 115 (в возрасте до 14 лет - 33), в 2020 году - 96 (в возрасте до 14 лет - 28), в 2021 году - 90 (в возрасте до 14 лет - 21), в 2022 году - 90 (в возрасте до 14 лет - 35), в 2023 году - 80 (в возрасте до 14 лет - 35).
В числе пострадавших погибли в результате указанных инцидентов в аналогичный период 817 несовершеннолетних: в 2016 году 65 несовершеннолетних (в возрасте до 14 лет - 17), в 2017 году - 142 (в возрасте до 14 лет - 36), в 2018 году - 154 (в возрасте до 14 лет - 51), в 2019 году - 113 (в возрасте до 14 лет - 33), в 2020 году - 90 (в возрасте до 14 лет - 25), в 2021 году - 88 (в возрасте до 14 лет - 21), в 2022 году - 88 (в возрасте до 14 лет - 36), в 2023 году - 77 (в возрасте до 14 лет - 33).
Принимая во внимание, что законодательные акты в различных субъектах Российской Федерации, направленные на решение проблемы сниффинга, имеют различный предмет правового регулирования, отличающийся друг от друга и не всегда наиболее удачный механизм в решении рассматриваемого вопроса, объективно назрела необходимость решения данного вопрос на федеральном уровне.
Популяризации сниффинга способствует возможность беспрепятственного приобретения несовершеннолетними товаров, содержащих сжиженные углеводородные газы.
При этом указанные товары не являются предметами, необходимыми ребенку в повседневной жизни, а наличие у несовершеннолетнего права приобретать такие товары объективно снижает возможности родительского контроля за их использованием.
Распространение данного явления, учитывая приведенные статистические данные, а также иных новых форм подростковой токсикомании ставит новые вызовы перед государством и обществом по предотвращению их распространения ввиду нанесения серьезного, зачастую непоправимого вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.
В этой связи законопроект разработан в целях установления ограничения (запрета) продажи несовершеннолетним потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы.
Для реализации предложенных мер законопроектом предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации перечня потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения, содержащих сжиженные углеводородные газы. Предусматривается, что товары из такого перечня не подлежат продаже, в том числе дистанционным способом несовершеннолетним.
Вступление в силу проектируемых изменений с учетом требований федерального законодательства предлагается установить с 1 сентября 2024 года.
Предлагаемое законопроектом правовое регулирование призвано создать единое законодательное регулирование проблемы сниффинга на территории Российской Федерации, направленное на защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет бюджетных средств. Предусмотренные проектом федерального закона изменения подлежат реализации в рамках существующих полномочий соответствующих государственных органов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статью 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении перечня потенциально опасных газосодержащих товаров бытового назначения, а также порядка формирования такого перечня".
Обоснование необходимости подготовки - реализация абзаца третьего пункта 3 статьи 1 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Соисполнители - Минпросвещения России, Минпромторг России, МВД России, Следственный комитет Российской Федерации.
Срок подготовки проекта акта - в течение 6 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во втором чтении.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки - реализация абзацев четвертого и пятого пункта 3 статьи 1 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Роспотребнадзор.
Срок подготовки проекта акта - в течение 6 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во втором чтении.
3. Приказ Минздрава России "Об утверждении перечня документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя, приобретающего потенциально опасные газосодержащие товары бытового назначения".
Обоснование необходимости подготовки - реализация абзаца четвертого пункта 3 статьи 1 законопроекта.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Срок подготовки проекта акта - в течение 6 месяцев со дня принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.