Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства
на проект федерального закона N 639671-8 "Об исполнении федерального бюджета за 2023 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 639671-8 "Об исполнении федерального бюджета за 2023 год", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Проект предусматривает утверждение отчета об исполнении федерального бюджета за 2023 год.
По своему содержанию материалы, поступившие вместе с проектом федерального закона, включают следующие данные:
1) доходы федерального бюджета за 2023 год по кодам классификации доходов бюджетов;
2) расходы федерального бюджета за 2023 год по ведомственной структуре расходов федерального бюджета;
3) распределение расходов федерального бюджета за 2023 год по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
4) источники финансирования дефицита федерального бюджета за 2023 год по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Вступление в силу федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2023 год" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, о чем свидетельствует финансово-экономическое обоснование к законопроекту.
Общие положения.
В тексте законопроекта предлагается утвердить отчет об исполнении федерального бюджета за 2023 год:
- по доходам в сумме 29 трлн. 124 млрд. 049 млн. 914, 5 тыс. руб.
(в 2022 году 27 трлн. 824 млрд. 392 млн. 914,6 тыс. руб.),
- по расходам в сумме 32 трлн. 353 млрд. 847 млн. 182,3 тыс. руб.
(в 2022 году 31 трлн. 118 млрд. 915 млн. 372,3 тыс. руб.),
- с дефицитом в сумме 3 трлн. 229 млрд. 797 млн. 267,8 тыс. руб.
(в 2022 году дефицит - 3 трлн. 294 млрд. 522 млн. 457,7 тыс. руб.).
Динамика основных показателей исполнения федерального бюджета за 2018 - 2023 годы
млн. руб. | ||||||
Наименование |
Исполнено: |
|||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ДОХОДЫ |
19 454 369,0 |
20 188 796,8 |
18 719 089,9 |
25 286 377,6 |
27 824 392,9 |
29 124 049,9 |
РАСХОДЫ |
16 713 002,7 |
18 214 517,5 |
22 821 554,5 |
24 762 100,4 |
31 118 915,3 |
32 353 847,2 |
ПРОФИЦИТ (+)/ ДЕФИЦИТ (-) |
2 741 366,3 |
1 974 279,3 |
-4 102 464,5 |
524 277,2 |
-3 294 522 4 |
-3 229 797, 2 |
Расходы федерального бюджета на социальную поддержку семей с детьми, на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета.
К ведению Комитета относятся положения различных государственных программ Российской Федерации (в первую очередь, государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"), их подпрограмм и непрограммных направлений, национальных проектов (в частности, национального проекта "Демография"), а также разделов и подразделов бюджета (социальная политика, образование, здравоохранение и др.).
Выводы
1. Резюмируя вышеизложенное, Комитет отмечает в целом высокий уровень кассового исполнения федерального бюджета за 2023 год в части реализации государственных программ и национальных проектов, касающихся направления средств федерального бюджета на реализацию мер государственной поддержки семей и детей.
2. Наиболее характерной особенностью исполнения федерального бюджета в 2023 году в части, относящейся к компетенции Комитета, была реализация введенной с 1 января 2023 года новой меры социальной поддержки семей с детьми - ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (т.н. "единое пособие").
Комитет отмечает, что федеральный бюджет в этой части исполнен со значительным превышением первоначальных показателей, предусмотренных Законом N 466-ФЗ (847,6 млрд. руб., согласно измененной бюджетной росписи, в сравнении с 520,7 млрд. руб. согласно Федеральному закону N 466-ФЗ).
3. Ряд мероприятий исполнен на более высоком уровне, чем в 2022 году.
Это, в частности, касается федерального проекта "Содействие занятости" Национального проекта "Демография" в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (99,6% к уточненной росписи, в 2022 году - 95,7%), а также традиционно высокого уровня исполнения государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (99,88% к уточненной росписи).
4. Замечания:
Значительное снижение расходов на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" в течение 2023 года. Законом N 466-ФЗ было запланировано выделение 3 трлн.148 млрд. 387,4 млн. руб., при этом уточненная бюджетная роспись предполагает выделение 2 трлн. 802 млрд. 795,7 млн. руб. Как отмечалось выше - это единственная государственная программа Российской Федерации из рассмотренных в настоящем заключении, финансирование которой подверглось такому значительному снижению. Данное изменение отразилось на некоторых внутренних расходах программы.
Отмечается снижение расходов на пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 46,3 млн. руб. до 24,4 млн. руб., что требует обоснования.
Снижение расходов на пособия при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 8 млрд. руб. до 6,5 млрд. руб., связанное, вероятнее всего, с тем, что в 2023 году данная мера социальной поддержки более не назначалась в связи с введением единого пособия. Это касается и других мер, "включенных" в единое пособие с 1 января 2023 года.
Комитет обращает внимание на отсутствие положительной динамики в части объемов ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей (4,5 млрд. руб.) и на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа (10 млрд. руб.).
В течение 2023 года на фоне реализации национального проекта "Демография" ухудшились (в сравнении с 2022 годом) некоторые демографические показатели: уменьшилось число рождений с 1 млн. 304 тыс. 087 до 1 млн. 264 тыс. 900, снизился суммарный коэффициент рождаемости с 1,416 до 1,410 и общий коэффициент рождаемости с 8,9 до 8,7. По нашему мнению, противостояние данной проблеме требует введения новых серьезных механизмов, влияющих на демографическую ситуацию, и значительного увеличения бюджетных расходов.
5. В целом публичные обязательства государства по поддержке детей и семей с детьми в 2023 году исполнены.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства рекомендует Государственной Думе утвердить отчет об исполнении федерального бюджета за 2023 год и принять проект федерального закона N 639671-8 "Об исполнении федерального бюджета за 2023 год", внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
------------------------------
1 См. Раздел II настоящего заключения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.