Досье на проект федерального закона
Согласно статье 2 Конституции России человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции России). Исходя из вышеизложенных конституционных законоположений жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из первейших и основополагающих конституционных обязанностей государства. Интересы защиты жизни и здоровья граждан при определенных обстоятельствах могут преобладать над ценностью сохранения обычного правового режима реализации иных прав и свобод (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года N 49-П).
В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации" (далее - Концепция), утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Безопасность является главной заботой как частных, так и публичных (государственных, муниципальных) организаций.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях обеспечения общественной безопасности" разработан в целях повышения качества охранных услуг на объектах.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N ФЗ-44) и Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N Ф3-223) в части установления возможности осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг по охране имущества заказчика, жизни и здоровья людей, в том числе закупку средств и системы контроля и управления доступом на охраняемые объекты, услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на охраняемых объектах.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение эффективности и оперативности закупок в целях обеспечения защиты жизни и здоровья людей.
Частью 1 статьи 93 Федерального закона N ФЗ-44 закреплены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть без проведения конкурсных процедур.
Под указанные случаи подпадает, например, выполнение работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации; на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем; закупка товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны; заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия; на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.
С учетом изложенного предлагается дополнить часть 1 статьи 93 Федерального закона N ФЗ-44 новым случаем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), связанным с осуществлением закупки товаров, работ, услуг по охране имущества заказчика, жизни и здоровья людей, в том числе закупки средств и системы контроля и управления доступом на охраняемые объекты, услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на охраняемых объектах.
Также предлагается внести корреспондирующее изменение в часть 4 данной статьи, предусматривающее возможность закупки у единственного поставщика по проектируемому пункту при наличии соответствующего обоснования осуществления закупки.
Аналогичную возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предлагается предусмотреть Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Применение конкурентных способов закупки, требующих затрат времени, не позволяет заказчикам выбирать организацию с квалифицированными охранниками, хорошей деловой репутацией и опытом оказания охранных услуг и заключать договор напрямую.
В настоящее время органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные государственные и муниципальные органы, другие юридические лица предпочли бы заключить контракт на услуги охраны в приоритете с организациями охраны, имеющими огнестрельное оружие, услуги которых превышают стоимость услуг охраны частных охранных предприятий и, соответственно, не могут выиграть конкурентную закупку.
При этом следует иметь в виду, что согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N ФЗ-44 заказчики могут осуществить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. В то же время согласно анализу рынка средняя стоимость услуг по охране составляет в среднем 1 млн 400 тысяч рублей в год.
Кроме того, обеспечение охраны объектов не должно ставиться в зависимость от установления в положении о закупке, принимаемом в соответствии с Федеральным законом N ФЗ-223, норм о возможности или невозможности закупки товаров, работ, услуг по охране у единственного поставщика или от нахождения объекта заказчика в арендных отношениях с другими юридическими лицами (пункт 23 части 1 статьи 93 Федерального закона ФЗ-44).
В силу пункта 39 Концепции дальнейшее развитие общегосударственной системы противодействия терроризму предполагает концентрацию материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения деятельности субъектов противодействия терроризму, создание соответствующей инфраструктуры для развития общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации, стимулирование органами государственной власти инновационной и инвестиционной политики в целях повышения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности, а также в целях формирования системы страховой защиты населения от террористических рисков.
Системы контроля и управления доступом (далее - СКУД), относящиеся к антитеррористической защите, имеют очень важную роль в Системе доступа к охраняемым объектам, при этом СКУД постоянно модернизируются и совершенствуются благодаря новым тенденциям и развитию разных отраслей промышленности.
Принятие закона позволит закупать модернизированные СКУД, заложив в бюджет необходимое финансирование, поскольку безопасность не терпит экономии, будет способствовать улучшению качества услуг охраны и приобретения СКУД, а также позволит исключить необоснованные временные затраты при Осуществлении данных закупок.
Принятие Федерального закона будет способствовать обеспечению антитеррористической, пожарной и иной общественной безопасности и в целом национальной безопасности Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения общественной безопасности"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения общественной безопасности" не повлечет за собой дополнительные расходы из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения общественной безопасности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения общественной безопасности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, отмены, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.