Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 662244-8 "О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан по предложению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой на основании рекомендаций Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека в целях защиты прав молодежи и повышения уровня защиты прав молодежи.
Указом Президента N 240 от 29 мая 2017 в Российской Федерации объявлено десятилетие детства. Усилия общества и государства направлены на создание благоприятных условий для гармоничного развития детей, формирование культуры семьи с детьми как базовой общественной ценности и формирование ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи.
Уголовное законодательство, направленное на борьбу с общественно опасными деяниями содержит в себе институт отсрочки отбывания наказания. В соответствии со статьей 82 УК РФ мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. Применение данной нормы в частности направлено на обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, надлежащего ухода за ребенком, его воспитания и всестороннего развития. Законодательство об административных правонарушениях такого института не содержит.
Законопроектом предлагается не применять административное наказание в виде административного ареста к мужчине, имеющему детей в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, в связи с тем, что такое наказание может привести к оставлению ребенка без родительского присмотра.
Конституцией Российской Федерации установлено, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. При этом часть 2 статьи 3.9 КоАП РФ не вполне соответствует данному положению, а именно, исключая возможность назначения административного ареста женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, допускает назначение данного вида наказания мужчинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем. В связи с этим, целесообразно, действующее в КоАП РФ исключение, запрещающее арест матери ребенка до 14 лет, распространить и на одиноких отцов.
В обстоятельствах жизни конкретной семьи оба родителя в равной степени могут устанавливать полноценные и значимые взаимоотношения с ребенком, осуществлять заботу о нем и участвовать в его жизни. Исходя из этого, невозможность назначения административного ареста лишь матери, воспитывающей ребенка до 14 лет (часть 2 статьи 3.9 КоАП РФ), не является объективно оправданным, обоснованным и не преследует конституционно значимые цели. Такое исключение, связанное только с полом родителя, игнорирует равноценную по значимости роль одинокого отца в жизни и воспитании ребенка, его права и обязанности по заботе о нем.
Законодательно закрепленное различие фактически основано на стереотипном представлении о том, что во всех семьях преимущественную функцию заботы о ребенке осуществляет мать, и не позволяет учесть реальные обстоятельства, в которых живут разные семьи в Российской Федерации.
Из действующего правового регулирования следует, что суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечить должный баланс между осуществлением целей административного наказания и защитой прав и законных интересов детей правонарушителя 1. В связи с этим, разрешая вопрос о назначении административного ареста мужчине, самостоятельно воспитывающему детей в возрасте до 14 лет, у судов есть право применить альтернативную санкцию. При этом привлекаемое лицо должно представить документы, подтверждающие, что применение к нему административного ареста повлечет оставление его ребенка без родительского присмотра, т.е., по сути, доказать, что он воспитывает ребенка один.
Но важно учитывать, что и сегодня при наличии альтернативных санкций, суды применяют к отцам административный арест, который влечет временную невозможность осуществлять заботу и воспитание детей.
Сложившаяся практика не требует от женщины доказывания того, что ее арест повлечет за собой оставление ребенка в возрасте до 14 лет без родительского присмотра, а требует доказать лишь факт наличия такого ребенка. Очевидно, что такой разный подход ставит в разное положение матерей и отцов. Поэтому предлагаемые изменения будут способствовать разрешению этой проблемы.
Согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за первое полугодие 2023 года к административному аресту было привлечено 387 055 лиц, из них за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, привлечено 387 040 лиц. Наиболее частыми видами правонарушений, повлекшими административный арест, являются:
- появление в общественных местах в состоянии опьянения 76 466 лиц;
- неуплата административного штрафа 65 205 лиц;
- несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, 61 303 лиц;
- мелкое хулиганство 42 691 лиц;
- управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния 20 307 лиц.
Данный законопроект разрешает важный правовой вопрос, затрагивающий десятки тысяч людей по всей стране.
Также с учетом предварительного обсуждения концепции законопроекта с Министерством юстиции Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации законопроектом предлагается не применять административное наказание в виде административного ареста к лицам, являющимся единственным усыновителем, опекуном, попечителем ребенка возрасте до четырнадцати лет и (или) ребенка-инвалида.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
------------------------------
1Определение Конституционного Суда РФ от 15 октября 2020 г. N 2375 "По жалобе гражданина Милова Владимира Станиславовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.