Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 664465-8 "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях повышения эффективности борьбы с незаконной миграцией.
На сегодняшний день незаконная миграция оказывает разноплановое дестабилизирующее влияние на общественные отношения, в том числе служит средой для развития высокодоходного преступного бизнеса, нередко связанного с организованной и транснациональной преступностью. Сложившаяся ситуация перерастает в реальную угрозу национальной безопасности России.
Статистические данные, представленные Министерством внутренних дел Российской Федерации, свидетельствуют о существенном росте числа преступлений, предусмотренных статьей 322.1 УК РФ "Организация незаконной миграции", зарегистрированных в 2023 году и в первом квартале 2024 года. Так, в 2023 году зарегистрировано 1 941 преступление, предусмотренное статьей 322.1 УК (+79,6%), из них по части первой - 1 114 (+102,5%), по части второй - 827 (+55,7%). В течение января - марта 2024 года зарегистрировано 580 преступлений, предусмотренных статьей 322.1 УК (+75,5%), из них по части первой - 261 (+42,6%), по части второй - 319 (+98,1%).
Следует иметь в виду, что практически за каждым из выявленных преступлений, приведенных выше, стоят десятки, сотни, а нередко и тысячи мигрантов, нелегально находящихся на территории России.
Одним из средств противодействия организации незаконной миграции (с учетом ее корыстной составляющей) может стать применение меры уголовно-правового характера в виде конфискации имущества, полученного в результате совершения этого преступления.
Конфискация имущества обладает достаточно серьезным предупредительным потенциалом. Она устраняет условия, способствующие совершению преступления, делает его экономически невыгодным, лишая нарушителя тех "благ", которые могли быть им приобретены в результате совершения преступления. Что, в свою очередь, способно значительно сократить объем "черной" экономики, связанной с организаций нелегальных миграционных потоков.
Стоит отдельно отметить, что конфискация, будучи мерой уголовно-правового характера, как отмечает Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 07.03.2017 N 5-П (п. 4), по своей конституционно-правовой природе соотносима по некоторым признакам с наказанием, но не тождественна ему, а потому может применяться не только в качестве сопровождающей наказание вспомогательной меры при постановлении обвинительного приговора, но и при освобождении от наказания.
Принимая во внимание представленные статистические данные, свидетельствующие о существенном росте числа преступлений, предусмотренных статьей 322.1 УК РФ, а также то, что основной целью его совершения является получение финансовой (иной материальной) выгоды, предлагается распространить действие положений уголовного законодательства о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, на случаи организации незаконной миграции. Для достижения указанной цели законопроектом предлагается внести изменение в пункт "а" части первой статьи 104.1 "Конфискация имущества" УК РФ, дополнив его статьей 322.1 УК РФ. По данной категории уголовных дел конфискация будет применяться при условии совершения преступления из корыстных побуждений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.