Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 467-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и во исполнение пункта 25 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. N 3899-р.
Законопроект направлен на приведение отдельных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в соответствие с новой редакцией Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ).
Объектом, на защиту которого направлено предлагаемое законопроектом правовое регулирование, являются общественные отношения в сфере защиты прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности (совершении действий), направленной на возврат просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств.
Законопроектом предусмотрены следующие изменения в КоАП.
1. Предлагается уточнить редакцию статьи 14.57 КоАП с учетом положения пункта 3 части 1 статьи 1.3 КоАП, согласно которому административная ответственность в КоАП устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. В целях установления условий для исполнения новых обязанностей, ограничений и требований, предусмотренных в новой редакции Федерального закона N 230-ФЗ, статья 14.57 КоАП дополняется новыми частями 2, 4, 5 и 6.
2.1. В части 2 статьи 14.57 КоАП предлагается установить административную ответственность за неисполнение профессиональной коллекторской организацией, кредитной или микрофинансовой организацией требований и обязанностей, установленных для таких организаций законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Требования и обязанности, за нарушение которых устанавливается административная ответственность, определены в пункте 6 части 1 статьи 13, статьях 17 и 17.1 новой редакции Федерального закона N 230-ФЗ.
Санкцию проектируемого состава предлагается установить равной санкциям части 1 статьи 14.57 КоАП.
2.2. В части 4 статьи 14.57 КоАП устанавливается административная ответственность за незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании словосочетания "профессиональная коллекторская организация".
Соответствующее нормативное правовое регулирование предусматривается в новой части 1.1 статьи 13 Федерального закона N 230-ФЗ.
Санкция проектируемой части устанавливается равной санкции части 1 статьи 15.26.1 КоАП (незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании словосочетания "микрофинансовая организация").
2.3. Также статья 14.57 КоАП дополняется новой частью 5, предусматривающей административную ответственность за неисполнение решения об ограничении использования одного или нескольких способов взаимодействия с должником.
Право вынесения такого решения ФССП России предусматривается в новой редакции статьи 19 Федерального закона N 230-ФЗ.
Размеры административных штрафов в проектируемой норме соотносятся с санкциями части 1 статьи 14.57 КоАП.
2.4. В диспозиции части 3 статьи 14.57 КоАП в связи с изменениями в Федеральный закон N 230-ФЗ понятие "юридическое лицо, включенное в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности" изменено на понятие "профессиональная коллекторская организация".
3. В связи с новой редакцией статьи 14.57 КоАП законопроектом предусмотрены также изменения статей 3.5, 23.1 и 23.92 КоАП.
Кроме того, часть 2 статьи 28.3 КоАП дополняется новым пунктом 117, устанавливающим право должностных лиц Федеральной службы судебных приставов составлять протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.4, части 1 статьи 19.5, статьям 19.6 и 19.7 КоАП, поскольку в настоящее время соответствующие полномочия ФССП России в КоАП не определены.
Особый порядок вступления в силу законопроекта, предусмотренный частью 1 статьи 2, основан на необходимости обеспечения соответствия норм КоАП Федеральному закону от 4 августа 2023 г. N 467-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", который вступил в силу с 1 февраля 2024 г.
Отлагательный срок вступления в силу проекта федерального закона в отношении кредитных и микрофинансовых организаций обусловлен частью 2 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона.
Принятие законопроекта позволит усовершенствовать механизмы защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности и создаст условия для достижения цели административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах действующей штатной численности ФССП России и бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение функций в сфере установленных полномочий.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.