Досье на проект федерального закона
По экспертным данным, по состоянию на середину 2023 года более 1,5 млн. граждан России имели второе гражданство. В то же время по данным МВД за первые 9 месяцев 2023 года уведомили о получении второго гражданства 38 тыс. россиян, что свидетельствует о сравнительной незначительности числа граждан России, получающих гражданство иных государств в настоящее время; в основном наличие второго гражданства является результатом предоставления гражданам иных государств гражданства России.
Гражданство как устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, является необходимым условием полной реализации всего объема прав и свобод, закрепленных в законодательстве государства, чьим гражданином лицо является. С другой стороны, гражданство существует как институт защиты прав и интересов государства, которое, обеспечивая реализацию интересов своих граждан, защищая их права и свободы, требует от своих граждан исполнения определенных обязанностей.
Двойное (или множественное) гражданство, при котором лицо одновременно обладает устойчивой правовой связью с несколькими государствами, на межгосударственном уровне порождает достаточно серьезные проблемы, среди которых проблемы и двойных обязательств по военной службе, и налоговых выплат, и дипломатической защиты гражданина за пределами государства. В практике международных отношений двойное гражданство является одним из наиболее проблемных аспектов именно в сфере безопасности государства. Очевидно, что лицо, имеющее множественное гражданство недружественного иностранного государства, всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью для принимающего государства. Особенно очевидной проблема второго гражданства становится в период обострения международной обстановки, усиления террористической угрозы и (или) военного противостояния государств.
Возможность для государства лишить лицо своего гражданства вследствие добровольного приобретения им другого гражданства признана Европейской конвенцией о гражданстве 1997 г. (п. 1а ст. 7). Двойное гражданство не допускается многими государствами мира. В частности, если россиянин изъявит желание натурализоваться в Казахстане, ему придется незамедлительно отказаться от российского гражданства. Положение об утрате гражданства одного государства при добровольном приобретении гражданства другого является одним из обычных положений в законодательстве государств, проводящих политику неприятия двойного или множественного гражданства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2007 г. N 797-0-0, поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Поэтому, устанавливая определенные ограничения и запрет для государственных служащих иметь двойное гражданство, что согласуется с зарубежной практикой, российский законодатель исходил из того, что они обусловлены такой конституционно значимой целью, как необходимость упрочения и защиты безопасности и интересов государства.
В условиях проведения специальной военной операции (СВО) агрессивное давление некоторых зарубежных государств становится дестабилизирующим фактором для отечественной государственности. Кроме того, террористическая угроза, в том числе со стороны отдельных стран постсоветского пространства, также представляет особую опасность для российского государства и общества.
В части третьей Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 20.04.2014 N 259, дается детерминанта, определяющая вовлеченность иностранных государств в зону интересов Российской Федерации. Россия вступает в диалог с различными государствами только на основе взаимовыгодных принципов и стремится к укреплению международной безопасности, экономического развития и культурного обмена.
На фоне взаимодействия с государствами-партнерами выделяется желание некоторых зарубежных государств дестабилизировать политическую ситуацию в России, расшатать ее многолетние устои в угоду своим русофобским целям. Вместе с очевидным ростом угрозы со стороны международного терроризма, в том числе исходящего с территорий дружественных России государств, но направляемых враждебными государствами это стало отправной точкой для внесения изменений как в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", так и в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации.
Поправки в статью 10, а также главу третью и статью 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" изменяют правовое положение натурализованных граждан Российской Федерации, имеющих двойное или множественное гражданство иностранных государств, а также граждан РФ, вступивших в гражданство таких государств или сохранивших такое гражданство. В случае принятия проекта они будут обязаны выйти из гражданства другого государства в течение 6 месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации либо вступления в силу данного закона. В противном случае натурализованные граждане РФ будут лишены российского гражданства, а к гражданам РФ, приобретшим гражданство РФ по рождению, будет применен дискриминационный режим налогообложения. Корреспондирующие поправки вносятся в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, планируется минимизировать число граждан, обладающих устойчивой политико-правовой связью с иностранными государствами, негативно влияющими на общественно-политический строй в Российской Федерации, что будет способствовать упрочению легитимной власти в России. Удвоение ставки налогообложения для граждан РФ, не желающих выйти из гражданства недружественного государства, будет способствовать увеличению доходной части бюджета РФ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, за исключением Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства, ратификацию которого следует отменить.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части принятия дополнительных мер для обеспечения безопасности государства от негативного воздействия со стороны иностранных государств)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части принятия дополнительных мер для обеспечения безопасности государства от негативного воздействия со стороны иностранных государств) не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части принятия дополнительных мер для обеспечения безопасности государства от негативного воздействия со стороны иностранных государств)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части принятия дополнительных мер для обеспечения безопасности государства от негативного воздействия со стороны иностранных государств) потребует признания утратившим силу Федерального закона от 15 декабря 1996 г. N 152-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.