Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - законопроект) разработан в целях реализации отдельных пунктов Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, а также в целях обеспечения доступности туристского продукта для инвалидов и создания условий для их беспрепятственного доступа к объектам туристской инфраструктуры. Так, нормы и правила, установленные законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, должны получить большее развитие и применение, большую конкретизацию в сфере туристкой деятельности.
Улучшение доступности туристских услуг для инвалидов повысит качество жизни указанной категории лиц, увеличит возможности для их реабилитации, позволит больше интегрироваться в общественную жизнь. Кроме того, это благоприятно скажется на развитии сферы туризма и на увеличении спроса на туристские услуги.
Вопрос о развитии инклюзивного туризма, доступного для граждан с инвалидностью и маломобильных граждан был поднят на рабочем совещании в рамках деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов. В соответствии с протоколом рабочего совещания от 1 марта 2024 года N 13 поддержана инициатива о внесении соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
По данным СберАналитики за четыре года (сравнивались данные I квартала 2019-го и I квартала 2023-го) внутренний туризм в России вырос на 50%. При этом стоит обратить внимание, что согласно совместному исследованию Группы компаний Б1 и Агентством стратегических инициатив "Российский внутренний туризм - 2023: новые горизонты" традиционно большинство россиян предпочитают отдыхать вместе с семьей и детьми. Согласно данным Росстата на 1 января 2023 года количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет по сравнению с 2015 годом выросло на 19% и равна 721 827, что также необходимо учитывать при планировании туристских услуг, в том числе при создании модульных некапитальных средств размещения.
Усиливается актуальность инициативы в связи со специальной военной операцией, когда участники СВО приобретают инвалидность при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции. При таких физических ограничениях по возвращению в мирную жизнь нашим участникам СВО необходимо обеспечить доступность к туристским ресурсам, в том числе для прохождения реабилитации.
На сегодняшний день в Федеральном законе от 24.11.1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" не содержится требований в части доступности объектов для людей с инвалидностью (в том числе для детей-инвалидов), как и требований к туристским услугам, оказываемым указанной категории лиц. Создание условий для отдыха и оздоровления всех категорий граждан, в том числе инвалидов, людей с ОВЗ и людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одной из задач государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма".
Законопроектом предлагается внести изменения:
- в абзац шестой части третьей статьи 4 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", предусматривающие дополнение целей, приоритетных направлений и способов государственного регулирования туристской деятельности, нормой об обеспечении беспрепятственного доступа туристов из числа инвалидов к объектам туристской индустрии.
- в статью 15 Федерального закона от 24.11.1995 г N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" согласно которым федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам:
условия для беспрепятственного доступа к объектам туристской индустрии;
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты туристкой индустрии;
сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах туристской индустрии;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам туристской индустрии;
допуск на объекты туристкой индустрии собаки-проводника;
выделение на парковках около объектов организаций туристкой индустрии не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов туристкой индустрии и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Законопроект соответствует Конвенции о правах инвалидов, положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" не потребует признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов.
Перечень
нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты"
I. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
I. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов услуг в сфере туризма"
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - Минтруд России.
Примерный срок подготовки нормативного правового акта Минэкономразвития России - три месяца со дня принятия законопроекта.
II. Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", в том числе в части дополнения Приложением N 17 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению создания условий доступности для инвалидов услуг в сфере туризма".
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Примерный срок подготовки необходимого нормативного правового акта Правительства Российской Федерации - три месяца со дня принятия законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.