Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на усиление уголовной ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").
В современных реалиях такие деяния, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, получают все более широкое распространение за счет отсутствия непосредственного контакта жертвы и преступника, анонимности и возможности охвата обширной аудитории несовершеннолетних.
В структуре преступности, связанной с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений, лидерство сохраняет вовлечение в сбыт наркотических средств и психотропных веществ. В 2023 году число фактов сбыта наркотических средств с участием подростков увеличилось на 52,3% (с 1,4 тыс. до 2,1 тыс. фактов). При этом вовлечение несовершеннолетних в совершение указанных деяний осуществляется, как правило, посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей.
В связи с этим законопроектом предлагается диспозицию части второй статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнить квалифицирующим признаком "либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет")". Аналогичные изменения вносятся в диспозицию части второй статьи 151 этого Кодекса.
Принимая во внимание, что дети до четырнадцати более в силу возраста не способны в полной мере осознавать и оценивать характер совершаемых ими действий и в большей степени поддаются воздействию со стороны взрослых, совершение преступления "в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста" предлагается установить в качестве квалифицирующего признака состава рассматриваемых преступлений, усиливающего уголовную ответственность за вовлечение такой категории несовершеннолетних в противоправную деятельность, внеся соответствующие изменения в части третьи статей 150 и 151 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Диспозиции частей третьих этих статей Кодекса 150 и 151 также предлагается дополнить квалифицирующими признаками, характерными для составов преступлений против личности и ряда других составов преступлений, а именно, совершение деяния "в отношении двух и более несовершеннолетних" (статьи 126, 127, 127.1, 127.2 УК РФ) и "в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста" (статьи 131, 132, 134, 135, 241, 242.1 УК РФ). Так, например, в части 1 статьи 134 говорится об ответственности за половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, а в части четвертой данной статьи - об ответственности за указанное деяние, совершенное в отношении нескольких несовершеннолетних.
При этом в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой как одно преступление (а не как совокупность преступлений) будет рассматриваться совершение противоправных действий в отношении нескольких несовершеннолетних, если такие действия осуществлены одновременно либо с незначительным разрывом во времени и охватывались единым умыслом лица, и при этом ни за одно из данных действий оно ранее не было осуждено (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2023 N 14 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации", пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах, судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности", определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2004 N 24-О04-5).
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовного кодекса Российской Федерации", не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.