Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1350 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на увеличение срока, в течение которого лицо вправе подать заявку на выдачу патента после раскрытия им информации об изобретении, с шести до двенадцати месяцев, что позволит расширить возможности защиты прав авторам, раскрывшим информацию, относящуюся к сущности изобретения, в том числе в результате экспонирования его на выставке, до даты подачи заявки на выдачу патента на изобретение.
Российская Федерация является участницей ряда международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, среди которых Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (далее - Парижская конвенция). Страны - участницы Парижской конвенции образуют Международный союз по охране промышленной собственности (далее - Союз).
Парижская конвенция регламентирует ряд условий охраны изобретений, к которым, в частности, относятся закрепление прав конвенционного и выставочного приоритета (первенства), территориальный характер действия патента.
Международные выставки, организуемые для демонстрации новейших достижений науки и техники, как правило, имеют среди своих экспонатов много изобретений. Чтобы обеспечить возможность такого показа, необходимо решить ряд проблем охраны прав на изобретение и в первую очередь - новизны. Показ какого-либо изобретения на выставке в любой из стран Союза при отсутствии специальной охраны этого изобретения может послужить препятствием к его патентованию.
Согласно статье 11 Парижской конвенции страны Союза в соответствии с внутренним законодательством предоставляют временную охрану патентоспособным изобретениям, экспонируемым на официально проводимых международных выставках. Это означает, что если техническое новшество, показанное на выставке, будет в последующем заявлено как изобретение, то датой заявки будет считаться день помещения этого изобретения на выставке и с этого же дня будет считаться его приоритет.
Положения статьи 11 Парижской конвенции имплементированы в законодательство Российской Федерации посредством закрепления соответствующих норм, в частности в положениях пункта 3 статьи 1350 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором изобретения, заявителем либо любым получившим от них прямо или косвенно эту информацию лицом (в том числе в результате экспонирования изобретения на выставке), вследствие чего сведения о сущности изобретения стали общедоступными, не является обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, при условии, что заявка на выдачу патента на изобретение подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев со дня раскрытия информации. Бремя доказывания того, что обстоятельства, в силу которых раскрытие информации не препятствует признанию патентоспособности изобретения, имели место, лежит на заявителе.
В свою очередь, пунктом 2 статьи 11 Парижской конвенции предусмотрено, что временная охрана патентоспособных изобретений, предоставляемая в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Парижской конвенции, не продлевает сроки, установленные в статье 4 Парижской конвенции. Если позднее будет истребовано право приоритета, то компетентное учреждение каждой страны сможет исчислять срок с даты помещения продукта на выставку.
Необходимо отметить, что предусмотренные подпунктом 1 пункта "С" статьи 4 Парижской конвенции сроки приоритета составляют двенадцать месяцев для патентов на изобретения. В Российской Федерации срок приоритета действует в течение шести месяцев.
Таким образом, при рассмотрении возражений против выдачи патентов на изобретения отечественные патентообладатели находятся в уязвимом положении в случае раскрытия сведений о сущности изобретения его автором до подачи заявки на выдачу патента в спорах, мотивированных несоответствием заявленных технических решений условию патентоспособности "новизна".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Принятие соответствующего федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие соответствующего федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведений о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1350 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1350 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1350 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1350 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1350 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1350 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.