Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения указания Президента Российской Федерации, а также в целях реализации положений утвержденной Президентом Российской Федерации Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, согласно которой снижение экстремистских проявлений в обществе является основной целью национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Законопроектом предусматривается включение в сферу применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма направления, связанного с противодействием финансированию экстремистской деятельности.
Ранее полномочия в названной сфере были закреплены за Федеральной службой по финансовому мониторингу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 26 апреля 2021 г. N 248 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" и в Положение, утвержденное этим Указом".
В настоящее время субъекты исполнения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) уже реализуют отдельные направления, связанные с противодействием финансированию экстремистской деятельности, в том числе связанные с применением мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в отношении организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень). Таким образом, возлагаемые законопроектом на финансовые организации новые обязанности уже частично связаны с реализуемыми в настоящее время и, в целом, будут касаться предоставления информации о финансовых операциях проверяемых лиц по запросу уполномоченного органа (Росфинмониторинга).
С целью снижения регуляторной нагрузки и учитывая возможные сложности с выявлением в ходе финансового анализа данных, указывающих на мотив совершения преступлений (политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда, ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы), законопроектом не предусматривается возложение на финансовые институты обязанности, связанной в выявлением операций, в отношении которых у них возникают подозрения, что они связаны с финансированием экстремистской деятельности (по аналогии с ранее закрепленным функционалом по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения, введенным Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения").
Законопроектом также расширяется перечень оснований для включения физических лиц в Перечень и исключения из него с учетом позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" (дополняется преступлениями, предусмотренными пунктом "л" части 2 статьи 105, пунктом "е" части 2 статьи 111, пунктом "б" части 1 статьи 213, статьей 280.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В целях имплементации положений Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанной в г. Шанхае 15 июня 2001 г., Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, заключенной в г. Астане 9 июня 2017 г., законопроектом в статью 10 Федерального закона N 115-ФЗ вносятся уточнения, в части обмена информацией и правовой помощи в деятельности, связанной с противодействием финансированию экстремистской деятельности.
Также законопроектом предлагается признать утратившей силу статью 12 Федерального закона N 115-ФЗ в целях исключения дублирования норм, содержащихся в статьях 462 и 462.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Положения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку вводимое регулирование направлено на борьбу с финансированием экстремизма.
Разработка законопроекта окажет в целом положительное влияние на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение государственной безопасности".
Учитывая, что вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выведены из-под действия Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" по аналогии из сферы его применения также выводятся отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований по линии противодействия финансированию экстремистской деятельности. Тем не менее, вводимые законопроектом требования будут подлежать оценке соблюдения в рамках контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (с учетом изменений в статью 9.1 Федерального закона N 115-ФЗ).
Положения законопроекта соответствуют Договору о Евразийском экономическом союзе, а также нормам иных международных договоров Российской Федерации, в том числе Договору государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения от 15 октября 2021 г., и не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) по вопросам, являющимся предметом правового регулирования законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребуется:
1. Внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу".
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Росфинмониторинг.
Соисполнители - Минфин России.
2. Внесение изменений в отдельные указы Президента Российской Федерации (от 13 мая 2019 г. N 217 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" и от 22 января 2024 г. N 61 "О федеральном кадровом резерве на государственной гражданской службе Российской Федерации").
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Росфинмониторинг.
3. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации "О Федеральном казначействе".
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - Федеральное казначейство, Росфинмониторинг.
4. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций".
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минцифры России.
Соисполнители - Росфинмониторинг.
5. Внесение изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации (от 30 июня 2012 г. N 667, от 19 марта 2014 г. N 209, от 29 мая 2014 г. N 492, от 8 июля 2014 г. N 630, от 14 июля 2021 г. N 1188 и от 19 февраля 2022 г. N 219).
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Росфинмониторинг.
Соисполнители - Минфин России, ФНС России, Роскомнадзор, Федеральная пробирная палата.
6. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Срок разработки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Соисполнители - ФТС России, Росфинмониторинг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.