Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части классификации средств размещения)" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования механизмов регулирования деятельности средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей, а также организаций, осуществляющих классификацию указанных объектов туристской индустрии, и в целях совершенствования государственного контроля (надзора) в сфере туристской деятельности.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены, в первую очередь, на повышение качества услуг, предоставляемых гостиницами и иными средствами размещения туристам, а также на повышение прозрачности в сфере объектов туристской индустрии и создания равных конкурентных условия для всех участников рынка.
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской Федерации регулированию подлежат только гостиничные услуги, оказываемые гостиницами. В свою очередь, предоставление гостиничных услуг возможно только при наличии свидетельства о классификации гостиниц, то есть при наличии категории, соответствующей той или иной "звезде". Присвоение категорий осуществляется аккредитованными организациями по классификации гостиниц. Вместе с тем, деятельность по предоставлению гостиничных услуг оказывается и другими типами средств размещения, например, модульными гостиницами, глэмпингами, которые по факту сегодня остаются вне поля зрения государства как с точки зрения объекта налогообложения, так и качества предоставляемых ими услуг.
Отдельно стоит отметить, что несмотря на то, что процедура подтверждения соответствия гостиниц категориям ("звёздам") в Российской Федерации действует 3 года, туристами и экспертным сообществом отмечается несоответствие гостиниц заявленным категориям ("звёздам"), в том числе с точки зрения качества предоставляемых услуг и комплектации номеров. Такому положению дел способствуют формальные требования к организациям и экспертам, проводящим классификацию гостиниц, которые зачастую проводят классификацию без фактического выезда на сам объект, а также отсутствие надлежащей системы государственного контроля (надзора) в указанной сфере.
Для решения указанных вопросов законопроектом предлагается:
- распространить классификацию на все средства размещения, в которых предоставляются услуги по временному проживанию туристов, за исключением средств размещения, используемых для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в фермерских хозяйствах. Результатом классификации будет являться внесение сведений обо всех классифицированных средствах размещения в единый реестр объектов классификации в сфере туристской деятельности;
- создать единый реестр объектов классификации в сфере туристской деятельности, куда войдут средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи. Оказание услуг в объектах туристской деятельности, не состоящих в указанном реестре, запрещается. Выдача "бумажного" свидетельства о классификации исключается;
- пересмотреть порядок проведения классификации средств размещения. Классификация средств размещения будет осуществляться в два этапа. Первый этап: включение средства размещения в единый реестр объектов классификации в сфере туристской деятельности на основании проведения "самооценки" соответствия средства размещения типу объекта размещения и обязательным требованиям, установленным к данному типу средства размещения.
Второй этап: проведение оценки соответствия средства размещения требованиям, установленным к конкретной категории средства размещения, то есть к "звездам", и внесение результатов оценки в единый реестр объектов классификации в сфере туристской деятельности. Указанная оценка проводится уже экспертами организации, аккредитованной национальным органом по аккредитации;
- повысить требования к аккредитованным организациям и экспертам, проводящим классификацию объектов в сфере туристской деятельности, включая законодательное закрепление проведения аккредитации таких организаций национальным органом по аккредитации, и совершенствование подходов к федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью таких организаций;
- создать реестр аккредитованных организаций по классификации объектов в сфере туристской деятельности;
- обязать владельца агрегатора информации об услугах средства размещения доводить до потребителей сведения об идентификационном номере средства размещения в едином реестре объектов классификации в сфере туристской деятельности. При дистанционном способе продажи услуг средства размещения вводится обязанность владельцев агрегаторов информации об услугах средства размещения проверять достоверность сведений об идентификационном номере средства размещения (достоверность ссылки на единый реестр);
- передать субъектам Российской Федерации полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской деятельности, в рамках которого будет осуществляться оценка соблюдения требований к средствам размещения в части их наличия в едином реестре объектов классификации в сфере туристской деятельности, соответствия средства размещения требованиям по типу и категории, а также соответствия сведений о средстве размещения, используемых в рекламе, информации, находящейся в реестре, а также на сайте владельца агрегатора информации. Аналогичные меры контроля будут распространяться на горнолыжные трассы и пляжи.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. Вместе с тем, может осуществляться постоянный рейд на основании положения о региональном государственном контроле (надзора), утверждаемого высшим исполнительным органом субъекта РФ, по аналогии с действующей нормой в отношении экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
В ходе выявления признаков нарушения в рамках выездного обследования допускается незамедлительное проведение контрольной (мониторинговой) закупки, по итогам которой контрольный орган вправе выдавать предписание о приостановлении или прекращении классификации средства размещения, а владельцу агрегатора информации об услугах средства размещения предписание о незамедлительном прекращении распространения информации об услугах такого объекта размещения.
В рамках федерального государственного контроля будет осуществляться контроль (надзор) за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификации объектов в сфере туристской деятельности.
Таким образом, законопроектом предусмотрено комплексное решение вопросов совершенствования механизмов регулирования деятельности средств размещения, в которых предоставляются услуги по временному проживанию туристов, как в части требований непосредственно к средствам размещения, так и в части требований к экспертам и организациям, проводящим их классификацию, а также вопросов, связанных с совершенствованием системы государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций по классификации и регионального государственного контроля (надзора) за объектами классификации в сфере туристской деятельности.
Отсутствие средства размещения, горнолыжных трасс и пляжей в едином реестре объектов классификации в сфере туристской деятельности повлечёт ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках регионального контроля (надзора), в том числе в виде оборотных штрафов, предусмотренных в настоящее время статьёй 14.39 КоАП в отношении гостиниц.
Реализация положений законопроекта потребует принятия шести нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, включая утверждение нового положения о классификации средств размещения, которым будут установлены требования к типам и категориям средств размещения, а также порядок формирования и ведения основополагающего единого реестра объектов классификации в сфере туристской деятельности. Также потребуется принятие пяти приказов Минэкономразвития Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Подлежат принятию:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о классификации средств размещения";
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о федеральном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных организаций";
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов классификации в сфере туристской деятельности";
4. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853";
5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления услуг иных средств размещения";
6. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию объектов классификации в сфере туристской деятельности";
7. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка формирования и ведения единого реестра объектов классификации в сфере туристской деятельности";
8. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию средств размещения";
9. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "Об утверждении порядка уведомления аккредитованными организациями о планируемом ими осуществлении классификации объектов классификации в сфере туристской деятельности уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется осуществлять соответствующую классификацию, а также формы такого уведомления";
10. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 9 января 2024 г. N 9";
11. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "Об утверждении состава и положения о совете по классификации средств размещения";
12. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "О признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России".
Подлежат признанию утратившими силу:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц";
2. Постановление Правительства РФ от 29.06.2021 N 1042 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей";
3. Приказ Минэкономразвития России от 09.01.2024 N 2 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей";
4. Приказ Минэкономразвития России от 09.01.2024 N 4 "Об утверждении порядка уведомления аккредитованными организациями о планируемом ими осуществлении классификации гостиниц, классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируется осуществлять соответствующую классификацию, а также формы такого уведомления".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.