Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 677502-8 "О внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 5.7 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Реинжиниринг правил промышленного строительства", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. N 2692-р.
Земля является ограниченным ресурсом и при высокой конкуренции в сфере строительства, промышленного производства, иных сфер хозяйственной деятельности неиспользование субъектом предоставленного ему земельного участка в течение длительного периода замедляет процесс передачи земель более эффективному землепользователю, создает риски снижения темпов развития территории, уменьшает ее инвестиционную привлекательность, может оказаться причиной коррупционных проявлений.
В рамках новых инвестиционных проектов учитываются затраты на подготовку проекта, предпроектные работы, а также приобретение земельных участков. Наличие избыточных административных барьеров при приобретении прав на земельный участок объективным образом увеличивает затратность инвестиционного проекта. Это является причиной ухудшения инвестиционного, делового климата.
Государственной программой Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316), определившей основные направления государственной политики в данной сфере, предусмотрен ряд целей, также требующих оптимизации использования земельных ресурсов, в том числе:
запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата;
ускорение технологического развития экономики;
повышение эффективности государственного управления.
Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р, определены в том числе следующие вызовы: существующий алгоритм прохождения обязательных административных процедур в сфере градостроительства, который негативно сказывается на темпах строительства в условиях, когда важно обеспечить ускоренный выход на строительную площадку; сложности с изъятием неэффективно используемых земельных участков, отсутствие свободных y4actKOB под застройку в центральных районах городов; ограничения использования земельных участков, устанавливаемые в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и другие.
В настоящее время действующий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусматривает отдельные процедуры, сроки по которым являются избыточными. Так, например, срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка существенно влияет на сроки начала освоения земельных участков, в том числе для целей строительства.
Законопроектом предусматривается сокращение сроков действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с двух лет до одного года, за исключением случая, когда решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка содержит указание на необходимость изменения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка и его перевода из одной категории земель в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка.
Законопроектом не устанавливаются требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не приведет к изменению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, уменьшению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации", не окажет влияние на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.