Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан в целях поддержки субъектов Российской Федерации в части реализации региональных программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Федеральным законом от 12 июня 2024 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3.3 части 4 статьи 2 Федерального закона "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) из числа субъектов, имеющих право предоставлять кредиты (займы) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, были исключены организации, включенные в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере (акционерным обществом "ДОМ.РФ") организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов (далее - уполномоченные организации).
Принятие указанных изменений законодательства было обусловлено необходимостью снижения рисков на рынке жилищного кредитования ввиду существующих со стороны ряда уполномоченных организаций многочисленных недобросовестных практик. Кроме того, деятельность уполномоченных организаций не подлежит контролю и надзору со стороны Банка России.
Однако отдельными субъектами Российской Федерации были высказаны опасения, что исключение уполномоченных организаций может повлечь ухудшение положения граждан - заемщиков, поскольку Федеральным законом N 137-ФЗ исключается, в том числе и деятельность по предоставлению ипотечных займов льготным категориям граждан добросовестных организаций, сто процентов акций (долей) которых принадлежит субъекту Российской Федерации.
Для решения данного вопроса проектом федерального закона предлагается дополнить Федеральный закон от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях;" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ) новой статьей 9.2, устанавливающей механизм предоставления займов физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, посредством микрокредитных компаний.
Законопроектом устанавливаются требования, что деятельность по предоставлению таких займов может осуществлять микрокредитная компания, 100 процентов акций (долей) которой принадлежит субъекту Российской Федерации или единственным учредителем (участником) которой является субъект Российской Федерации, исключительно в рамках реализации государственных программ субъекта Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации может быть учредителем только одной такой микрокредитной компании.
Проектом федерального закона определяется, что Банк России установит дополнительные требования к микрокредитным компаниям и к осуществлению ими деятельности по предоставлению займов для участия таких компаний в реализации государственных программ субъекта Российской Федерации.
Также Банк России сформирует перечень таких микрокредитных компаний в установленном Банком России порядке и будет размещать сведения, содержащиеся в указанном перечне, на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изменениями в федеральные законы от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и от 3 июля 2019 года N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" предусматривается, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, а также мера государственной поддержки в виде выплаты в размере 450 тысяч рублей могут направляться на полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в случае, если кредитором по кредитному договору является, в том числе микрокредитная компания, 100 процентов акций (долей) которой принадлежит субъекту Российской Федерации или единственным учредителем (участником) которой является субъект Российской Федерации, включенная в перечень микрокредитных компаний, предусмотренный проектируемой статьей 9.2 Федерального закона N 151-ФЗ.
Переходными положениями законопроекта определяется, что ранее уполномоченные акционерным обществом "ДОМ.РФ" организации и включенные по состоянию на 11 июня 2024 года в перечень таких уполномоченных организаций, обязаны привести свои организационно-правовые формы в соответствие с требованиями Федерального закона N 151-ФЗ и нормативных актов Банка России.
Проектируется, что Федеральный закон вступит в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют законопроекты с аналогичным содержанием.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также к каким-либо иным изменениям финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.