Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях регламентации контроля за применением принудительных мер медицинского характера, осуществляемого уголовно-исполнительными инспекциями (далее - УИИ).
Частью тринадцатой статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на УИИ возложены функции контроля за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК).
Согласно части второй.1 статьи 102 УК вне зависимости от времени последнего освидетельствования и принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в пункте "д" части первой статьи 97 УК, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную пунктом "а" части первой статьи 99 УК, или прекратить ее применение.
Таким образом, в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания, суд может назначить или прекратить принудительную меру медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях в отношении лиц, указанных в пункте "д" части первой статьи 97 УК.
Пунктом "д" части первой статьи 97 УК предусмотрено, что принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
Для осуществления УИИ контроля за применением принудительных мер медицинского характера в отношении указанных лиц необходим порядок его реализации, в связи с чем законопроектом предлагается наделить Минюст России совместно с Минздравом России полномочием на утверждение порядка осуществления соответствующего контроля УИИ.
В 2023 году на учете УИИ состояло 55 лиц, осужденных за совершение в возрасте старше восемнадцати лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (в 2022 году - 36), из которых 27 лицам вышеуказанной категории назначены принудительные меры медицинского характера (в 2022 году -15).
Также законопроектом предусматривается внесение изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-03 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 13 Федерального закона. На основании положений пункта 3 части 4 статьи 13 Федерального закона по запросу органа уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) предоставляются сведения в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно, а также в связи с исполнением осужденным обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
Между тем получение УИИ в медицинских организациях соответствующей информации в целях контроля за применением принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, без согласия гражданина или его законного представителя невозможно.
В этой связи законопроектом предлагается установить возможность получения УИИ в медицинских организациях необходимой информации без согласия лица или его законного представителя.
Законопроектом предполагается издание ведомственного акта, в связи с чем предусмотрен особый порядок вступления в силу соответствующего Федерального закона.
Реализация положений законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также увеличения штатной численности работников УИС.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных финансовых средств федерального бюджета и иных бюджетов Российской Федерации и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует издания приказа, регламентирующего порядок осуществления контроля за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.
Цель - организация контроля за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных вышеуказанной категории лиц.
Содержание правового регулирования - нормативное закрепление полномочий уголовно-исполнительных инспекций в части контроля за применением принудительных мер медицинского характера в отношении вышеназванной категории лиц.
Исполнители: Минюст России, Минздрав России, ФСИН России.
Срок подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта - в течение ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.