Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования механизма применения мер административного воздействия за несоблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности.
Уведомление является по своей сути документом, посредством которого хозяйствующий субъект сообщает о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям. Административная ответственность за непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления предусмотрена статьей 19.7.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Необходимость изменения правового регулирования обусловлена анализом правоприменительной практики, свидетельствующей о том, что в настоящее время у уполномоченных органов отсутствует эффективный инструментарий, позволяющий реализовать возложенные на них полномочия по приему и учету уведомлений в случаях, когда юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями игнорируются требования законодательства Российской Федерации.
Роспотребнадзором устанавливаются факты непредставления уведомлений лицами, на которых такая обязанность возложена, что в свою очередь препятствует организации контрольной (надзорной) деятельности (присвоение объекту категории риска, планирование контрольных (надзорных) мероприятий). Зачастую контрольный (надзорный) орган узнает о деятельности контролируемого лица после совершения последним противоправного деяния. Анализ конкретных очагов групповой заболеваемости показал, что хозяйствующие субъекты, нарушения на объектах которых послужили причиной формирования очага инфекционного заболевания (отравления), не подавали уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.
Так, в период 12-30 июня 2024 г. в 11 субъектах Российской Федерации зарегистрировано 417 случаев ботулизма, 2 из которых завершились летальным исходом. Все случаи связаны с употреблением некачественной пищевой продукции, произведенной на объектах с грубейшими нарушениями санитарно-эпидемиологических нормативов. При этом уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности на этих объектах хозяйствующими субъектами не подавались.
Согласно судебной статистике судами по статье 19.7.5-1 КоАП:
в 2018 году - рассмотрено материалов 837, из них по не реабилитирующим основаниям (истечение срока давности привлечения) прекращено 216 (26%), средняя сумма штрафа составила 4 тыс. рублей;
в 2019 году - рассмотрено материалов 870, из них по не реабилитирующим основаниям (истечение срока давности привлечения) прекращено 243 (28%), средняя сумма штрафа составила 4 тыс. рублей;
в 2020 году - рассмотрено материалов 562, из них по не реабилитирующим основаниям (истечение срока давности привлечения) прекращено 66 (12%), средняя сумма штрафа составила 4 тыс. рублей;
в 2021 году - рассмотрено материалов 331, из них по не реабилитирующим основаниям (истечение срока давности привлечения) прекращено 103 (31%), средняя сумма штрафа составила 3 тыс. рублей;
в 2022 году - рассмотрено материалов 134, из них по не реабилитирующим основаниям (истечение срока давности привлечения) прекращено 33 (25%), средняя сумма штрафа составила 3 тыс. рублей;
в 2023 году - рассмотрено материалов 158, из них по не реабилитирующим основаниям (истечение срока давности привлечения) прекращено 32 (20%), средняя сумма штрафа составила 3 тыс. рублей.
При этом необходимо отметить, что в среднем доля привлеченных к административной ответственности по статье 19.7.5-1 КоАП составила 60%.
С целью повышения эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа необходимо увеличить срок давности привлечения к административной ответственности, установленный для статьи 19.7.5-1 КоАП с трех месяцев до шести месяцев. В настоящее время минимальный срок давности не позволяет привлечь лиц, совершивших административное правонарушение, исключительно по процессуальным основаниям.
Кроме того, штрафные санкции, установленные в статье 19.7.5-1 КоАП, не менялись с 2010 года и их незначительный размер (от трех до пяти тысяч рублей на должностное лицо, от десяти до двадцати тысяч рублей на юридическое лицо) не стимулирует участников правоотношений к ответственному поведению.
В связи с этим предлагается увеличить штрафы за указанное нарушение на уровень инфляции с момента принятия предыдущего закона (145%), а также установить ответственность за несообщение сведений об изменениях и за повторное нарушение установленного порядка представления уведомлений.
Увеличение штрафных санкций позволит обеспечить формирование ответственного отношения к обязанности, основанной на осознании важности их безусловного исполнения, назначить наказание, соответствующее степени общественной опасности совершенного правонарушения, и снизить количество совершаемых правонарушений.
Законопроектом предусмотрен особый порядок его вступления в силу, а именно по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
В законопроекте отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация положений, предусмотренных проектом Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", не повлечет изменений расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.