Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 679904-8 "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Институт уполномоченного или государственного правозащитника возник как один из важнейших механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.
Потребность в этом институте возникает тогда, когда возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола. Данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.
В России институт Уполномоченного по правам человека введен Конституцией Российской Федерации, а с 1998 года действует на основании федерального конституционного закона. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, он рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства о правах человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и методов их защиты.
В дальнейшем на федеральном уровне наряду с Уполномоченным по правам человека были закреплены следующие должности специализированных уполномоченных по правам человека: уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (с 2009 года), уполномоченный по правам студентов в Российской Федерации (с 2013 года), уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (с 2013 года), уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг (с 2018 года). Данные должности продублированы на региональном уровне.
Выделение специализированных уполномоченных в России произошло вследствие несовершенства внутригосударственного механизма защиты прав человека, непомерно широкой компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, низкого уровня зашиты прав граждан определенной категории, изучения передового зарубежного опыта.
В нашей стране инвалиды являются одной из самых социально уязвимых категорий граждан. Деятельность по их защите осуществляется многими государственными органами, рядом координационных и совещательных органов, а также соответствующими институтами гражданского общества и должностными лицами. Ряд задач по защите прав и интересов детей-инвалидов обеспечивается Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и уполномоченными по правам ребенка в отдельных субъектах Российской Федерации.
В то же время, несмотря на достаточно большое количество различных государственных органов, комиссий и советов, защищающих права инвалидов, уровень их защиты остается низким.
Полагаем, что введение дополнительной защиты прав и законных интересов многочисленной категории совершеннолетних инвалидов в лице независимого Уполномоченного повысит эффективность такой защиты, а также повысит статус инвалидов в обществе.
С учетом изложенного проектом федерального закона "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации" предусматривается введение должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов (далее - Уполномоченный), а также должности уполномоченного по защите прав инвалидов в субъекте Российской Федерации, определение их правового положения, основных задач и компетенции.
Согласно законопроекту Уполномоченный является государственным органом, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов инвалидов, соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный рассматривает жалобы инвалидов; участвует в рассмотрении дел арбитражными судами; участвует в уголовном судопроизводстве; имеет право запрашивать и получать необходимые документы и сведения; имеет право в случаях, предусмотренных федеральными законами, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также учреждения, исполняющие наказания; осуществляет иные действия, направленные на защиту прав и законных интересов инвалидов. Уполномоченный вправе создавать экспертные и консультативные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах.
Законопроектом предусмотрено создание органами государственной власти субъектов Российской Федерации должности уполномоченного по правам инвалидов в субъекте Российской Федерации.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов инвалидов. Введение в действие закона позволит также консолидировать полномочия действующих в настоящее время на федеральном и региональном уровне консультативных органов, комиссий и должностных лиц по защите прав инвалидов в едином государственном органе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав инвалидов.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности государственных мер по защите прав и законных интересов инвалидов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации" потребует в 2024 году дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Средства федерального бюджета на финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного по защите прав инвалидов в Российской Федерации и его аппарата в первый год введения данного института могут быть изысканы за счет перераспределения и экономии средств, предназначенных для денежного содержания федеральных гражданских служащих.
В случае принятия субъектом Российской Федерации решения об учреждении должности уполномоченного по защите прав инвалидов финансирование его деятельности должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и другие федеральные законы, а также внесения изменений в подзаконные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.