Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования, связанных с формированием структуры и функционированием национально-культурных объединений. Одним из важных аспектов предлагаемых изменений является обязанность поддержки национально-культурными объединениями единства российской нации и русского языка как языка межнационального общения.
Вместо понятия "автономия" законопроектом вводится более адекватное целям укрепления единства российской нации и устраняющее имеющееся противоречие закона ("национально-культурная автономия является видом общественного объединения") понятие "национально-культурное объединение" - общественная организация, учрежденная гражданами Российской Федерации в целях осуществления деятельности, направленной на сохранение своей национальной самобытности, языка, культуры, традиций, в также развития межнационального сотрудничества в интересах укрепления единства российской нации.
Из положений закона исключается принцип формирования национально-культурных объединений исключительно в интересах этнических общностей, находящихся в положении национального меньшинства, как не соответствующий принципу равенства прав вне зависимости от национальной принадлежности и тем самым устанавливается принцип и возможность организации национально-культурных объединений и реализации ими прав на сохранение национальной самобытности, языка, культуры, традиций и участие в выработке государственной национальной политики через взаимодействие с органами государственной власти, в том числе осуществляющими функции по выработке и реализации государственной национальной политики, всем этническим общностям вне зависимости от их численности.
Исходя из данного принципа действующая норма закона о праве федеральных, региональных национально-культурных объединений, относящим себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующую республику или автономный округ, автономную область, на участие в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры, распространяются также на национально-культурные объединения государствообразующего русского народа, ранее такой возможности не имевших.
Законопроектом в целях укрепления суверенитета государственной национальной политики и единства российской нации дополнительно устанавливается, что деятельность национально-культурных объединений основывается на принципах:
- укрепления единства российской нации, в том числе через поддержку русского языка как государственного языка и языка межнационального общения;
- невмешательства в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления;
- запрета иностранного финансирования и использования в своих мероприятиях и символике флагов и гербов иностранных государств;
- гласности и общедоступности информации об учредительных и программных документах, проводимых мероприятиях, взаимодействии с иностранными и международными организациями и иностранными гражданами.
Уточняется, что деятельность национально-культурного объединения, взаимодействующего с иностранными гражданами и организациями, осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Исключается положения о полномочиях национально-культурных объединений самостоятельно заниматься вопросами социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов как не соответствующие принципу невмешательства в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления и задачам большинства российских национально-культурных объединений.
В то же время такие полномочия сохраняются у Консультативного совета по делам национально-культурных объединений при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной национальной политики Российской Федерации, которые также дополнены правом вносить предложения в сфере развития межнационального сотрудничества, изучения русского языка как государственного языка и языка межнационального общения.
Уточняются права национально-культурных объединений в сфере сохранения, развития и использования национального (родного) языка. В частности, в целях укрепления единства российской нации через поддержку языка межнационального общения, право получения основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения дополняется условием обязательного изучения государственного русского языка.
В целях укрепления единства российской нации и основанной на основе исторических и культурных особенностей народов России российской идентичности, законопроектом устанавливается приоритет поддержки национально-культурных объединений со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, а именно таким приоритетом наделяются межнациональные организации, деятельность которых направлена на формирование общероссийской гражданской идентичности, единства российской нации, сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотизма, а также национально-культурные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, а также национально-культурные объединения государствообразующего русского народа, национальностей Российской Федерации, основные территории расселения которых находятся в Российской Федерации.
Законопроект систематизирует, оптимизирует и определяет структуру национально-культурных объединений. Так, предлагается установить, что в одном муниципалитете, регионе, на федеральном уровне - может осуществлять не более одного объединения одной этнической общности.
Переходные положения устанавливают перерегистрацию всех "национально-культурных автономий" в "национально-культурные объединения" в течение одного года со дня вступления в силу законопроекта. Устанавливается, что национально-культурные автономии, не принявшие решение о перерегистрации, подлежат ликвидации по решению суда.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" (в части совершенствования правовых основ национально-культурных объединений в Российской Федерации)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" не окажет влияния на расходы (доходы) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" (в части совершенствования правовых основ национально-культурных объединений в Российской Федерации)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.