Досье на проект федерального закона
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена жилищным законодательством. Между тем, только по данным Росстата, долги россиян за "коммуналку" по итогам 1 квартала 2023 года составляла почти 900 млрд. рублей. За год показатель вырос на 72 млрд. рублей. По данным, отраженным в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р, долги за ресурсы и услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства со стороны организаций и населения по итогам 2021 года составили почти 1,5 трлн. рублей.
Проблема неплатежей за жилищные и коммунальные услуги всегда была очень болезненной для предприятий ЖКХ. В настоящее время их заинтересованность в своевременном поступлении платежей особенно актуальна из-за изменения системы финансирования, сопровождающегося повышением ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и снижением уровня бюджетной поддержки.
Причинами образования задолженности в первую очередь является низкий уровень платежной дисциплины всех групп абонентов, т.к. в большинстве случаев потребители руководствуется принципом "платить в последнюю очередь или не платить вообще", в подавляющем меньшинстве из-за отсутствия финансовых возможностей.
В сознании потребителей бытует устоявшееся мнение, что коммунальные услуги это не коммерческий продукт и вне зависимости от оплаты, организации должны их предоставлять. Либо потребители, которые считают, что раз управляющая организация не справляется со своими обязанностями (не убирается придомовая территория, постоянно лужи, грязь и т.д.) то и платить не нужно.
Неплатежи в жилищно-коммунальном хозяйстве - довольно комплексная проблема. Она затрагивает интересы не только ресурсосабжающих организаций. От этого страдают интересы и потребителей энергоресурсов. А отсутствие решения проблемы накопленной задолженности не позволяет реализовывать проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры, повышению качества жилищно-коммунальных услуг и формированию конкурентноспособной отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Задолженность по коммунальным платежам с физических лиц может быть истребована в претензионном либо взыскана в судебном порядке путем обращения в суд общей юрисдикции в рамках приказного или искового производства. Только в 2022 году судами общей юрисдикции рассмотрено с вынесением решения по существу - 25 092 732 гражданских и административных дел. Из них 10 340 143 - дела о взыскании платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Учитывая, преимущественно, бесспорный характер требований, взыскатели, как правило, обращаются в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Спецификой отрасли жилищно-коммунального хозяйства является широко распространенная практика заключения договоров, в том числе на поставку коммунальных ресурсов, не в письменной форме, а посредством совершения конклюдентных действий. У граждан отсутствует обязанность предоставлять сведения о себе, включая персональные данные. В связи с чем, взыскатель часто не обладает актуальной информацией, позволяющей идентифицировать должника. Более того, с 1 марта 2023 года персональные данные собственников объектов недвижимого имущества, содержащиеся в ЕГРН, стали доступны исключительно с согласия соответственно правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости.
С 1 сентября 2024 года к заявлению о вынесении судебного приказа должно прилагаться уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление взыскателем должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов, что делает невозможным, при отсутствии данных о должнике, обращение за взысканием задолженности посредством приказного судопроизводства.
С учетом вышеотмеченных законодательных изменений возможности организаций ЖКХ на судебную защиту при взыскании задолженности за оказанные услуги и поставленные ресурсы, значительно сократились.
При этом, одним из востребованных механизмов внесудебного взыскания задолженности может стать исполнительная надпись нотариуса. Законопроектом предлагается использовать этот широко применяемый на практике институт для взыскания задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В целях совершения нотариального действия нотариусы обладают правом получения необходимых сведений из государственных информационных систем, в том числе из Единого государственного реестра недвижимости. В 2023 году нотариусы совершили более 1 миллиона исполнительных надписей.
Учитывая специфику взыскания задолженности в сфере ЖКХ, законопроектом устанавливается особый порядок совершения исполнительной надписи для такой задолженности, обеспечивающий высокий уровень защиты прав должника.
На нотариуса возлагается обязанность предварительно, до совершения исполнительной надписи, уведомлять должника о поступившем требовании взыскателя, предоставив должнику срок для ответного реагирования (частичное или полное погашение задолженности, направление возражений нотариусу относительно представленного расчета задолженности, подача искового заявления в суд). Важно отметить, что согласно законопроекту исполнительная надпись не совершается в случае, если нотариусу поступили письменные возражения должника относительно представленного взыскателем расчета задолженности.
До направления уведомления должнику о поступившем требовании и до совершения исполнительной надписи нотариус должен запросить необходимые сведения в ЕГРН и в государственных информационных ресурсах в целях исключения вероятности предъявления требования к лицу, которое не несет ответственность за образовавшуюся задолженность.
Внедрение института исполнительной надписи нотариуса для взыскания задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги приведет к значимому экономическому эффекту по повышению платежной дисциплины в сфере ЖКХ, сокращению общего объема задолженности, снижению нагрузки на судебную систему.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.