Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях отнесения на законодательном уровне использования животных при оказании услуг по катанию на отдельных видах животных на территориях общего пользования к такой цели использования животных, как использование животных в культурно-зрелищных целях, а также в целях установления требований к содержанию животных при их использовании в рамках оказания указанных услуг.
В зависимости от обстоятельств оказания таких услуг некоторые муниципальные образования обращаются к общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договорах, обязательствах (раздел III ГК РФ) с учетом положений Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498).
Исходя из этого услуги по катанию на лошадях, пони, верблюдах связаны с заключением таких договоров, как договор возмездного оказания услуг, прокат животного, поэтому к ним применимы положения о соответствующих видах договоров. В частности, договор проката лошади заключается в письменной форме (пункт 2 статьи 626 ГК РФ), а по смыслу статьи 628 ГК РФ при сдаче лошади в прокат арендодатель в присутствии арендатора должен проверить "исправность" сдаваемой в аренду лошади (общее состояние лошади, седла и прочей амуниции), а также ознакомить арендатора с правилами эксплуатации лошади либо выдать ему соответствующие письменные инструкции. Однако на практике катание на лошадях, пони, верблюдах происходит сразу после оплаты и без проверки "исправности", без проведения инструктажа, ознакомления с правилами эксплуатации таких видов животных.
Кроме того, катание на лошадях, как правило, связано с развлечением публики, производством фото- и видеопродукции, просветительской деятельностью и демонстрацией, потому может быть отнесено по смыслу пункта 3 статьи 7 Закона N 498-ФЗ к использованию животных в культурно-зрелищных целях, под которыми понимается использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания).
Необходимо отметить, что постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 N 1937 "Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию", которым утверждены Требования к использованию животных в культурно-зрелищных целях (далее - требования), является на сегодняшний день единственным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность, связанную с использованием и содержанием животных в культурно-зрелищных целях.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона N 498-ФЗ организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей. Указанные правила обязательны, в том числе для лиц, оказывающих услуги по катанию на лошадях, пони, верблюдах.
Например, такие муниципальные образования, как Курск, Владимир, Иваново, Белогорск, Симферополь, Тейково и иные в целях создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, а также создания условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения приняли муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие порядок оказания услуг по катанию на лошадях, пони и иных вьючных или верховых животных, а также включают указанные положения в правила благоустройства. Некоторые муниципальные образования также установили перечень мест на территории которых допускается оказание услуг по катанию на лошадях, пони, верблюдах и иных вьючных или верховых животных.
Вместе с тем содержание и использование животных должно осуществляться согласно требованиям, установленным положениями пунктов 1, 2, 5 части 1 статьи 9 Закона N 498-ФЗ, в соответствии с которыми необходимо обеспечивать надлежащий уход за животными, своевременное оказание ветеринарной помощи, своевременное осуществление обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями Закона N 498-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области ветеринарии, а также осуществлять обращение с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что требования к содержанию и использованию животных, в том числе в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, для производства фото- и видеопродукции, в просветительской деятельности, в целях демонстрации, установлены разделом VII требований.
Наряду с достаточно высокой степенью урегулированности сферы отношений, связанных с содержанием и использованием животных в культурно-зрелищных целях, правовое регулирование в сфере содержания и использования животных при оказании услуг по катанию практически отсутствует.
Так, например, разделом VII требований определено, что при использовании животных в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания) необходимо обеспечить соблюдение требований, установленных настоящим разделом.
Таким образом, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации при оказании услуг по катанию в целях производства фото- и видеопродукции, демонстрации, в просветительской деятельности указанным разделом установлены требования к содержанию животных. При этом требования к содержанию животных при оказании полного спектра услуг при катании на них, требованиями не установлены.
В этой связи при принятии положений проекта федерального закона потребуется внесение соответствующих изменений в требования, предусматривающих обеспечение гуманного отношения к животным при использовании животных в культурно-зрелищных целях.
Учитывая, что предоставлением услуг по использованию животных в целях проката на территориях общего пользования, как правило, занимаются физические лица, не имеющие статус индивидуальных предпринимателей, представляется целесообразным установить в требованиях объектом контроля (надзора) не только индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, но также и физических лиц, не имеющих статус индивидуальных предпринимателей.
Дополнительно отмечаем, что Россельхознадзор в своем письме от 17.07.2024 N ФС-СД-2/14504 на имя депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.К. Арапова отметил, что предоставление услуг по использованию животных в целях проката на территориях общего пользования необходимо регламентировать на Законодательном уровне в части соблюдения требований к содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях, а также с учетом ветеринарного контроля.
Принятие и реализация федерального закона не повлечет негативных социально-экономических последствий и не приведет к дополнительным расходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона не противоречит Конституции Российской Федерации, соответствует актам более высокой юридической силы, в том числе положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 N 1937 "Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию", а также в Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 N 1212 "Об утверждении перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях".
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.