Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 684551-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" подготовлен в целях:
формирования нормативно-правовой базы для заключения договоров на вывоз железнодорожным транспортом продукции по принципу "вези или плати";
повышение дисциплины планирования производственной деятельности и рациональности загрузки существующей инфраструктуры железнодорожного транспорта;
обеспечение гарантии загрузки перспективных перевозочных мощностей, а также обеспечение перевозок грузов в рамках долгосрочных договоров;
обеспечение гарантии вывоза продукции в объеме, предусмотренном договором по принципу "вези или плати".
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Грузоотправители, чья продукция доставляется железнодорожным транспортом, заинтересованы в планировании своей производственной деятельности с учетом гарантий перевозчика по вывозу грузов на основе долгосрочных договоров.
Действующая нормативно-правовая база, регулирующая железнодорожный транспорт, на законодательном уровне не содержит норм, позволяющих заключать договоры между перевозчиками и грузоотправителями о взаимодействии по вывозу грузов, предусматривающие вопросы организации перевозок на принципах "вези или плати", а также четкие положения об ответственности сторон.
При этом в других отраслях экономики регулирование данного вопроса предусмотрено.
Так, с 1 января 2024 г. вступили в силу изменения в статью 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-Ф3 "Об электроэнергетике", которыми закреплен принцип "бери или плати" в отношении договоров купли-продажи электрической энергии.
Согласно договору покупатель обязан оплатить весь заявленный им объем электроэнергии вне зависимости от фактического его потребления.
Очевидно, что этот принцип внедрен как инвестиционный инструмент, поскольку предполагает заключение таких договоров, в том числе, применительно к создаваемым в будущем генерирующим объектам.
С 1 апреля 2024 г. вступили в силу изменения в статью 18 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", которыми закреплена возможность заключения долгосрочных договоров поставки газа на принципах "бери или плати".
Такие договоры, в отличие от упомянутых выше договоров купли-продажи электроэнергии, имеют встречные обязательства:
потребитель обязан оплатить стоимость заявленного объема газа, даже если фактически он выбрал газ в меньшем объеме;
поставщик, недопоставивший газ по своей вине, должен компенсировать потребителю стоимость недопоставленного объема газа.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
На сегодняшний день перевозчик, являющийся одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не имеет гарантий грузоотправителя по предъявлению грузов к перевозке. Такие гарантии позволили бы загружать создаваемые инфраструктурные мощности, что особенно актуально в условиях реализации комплексного плана модернизация и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р.
С другой стороны, грузоотправители при систематическом пользовании услугами железнодорожного транспорта заинтересованы в планировании своей производственной деятельности с учетом гарантий перевозчика по вывозу грузов на основе долгосрочных договоров.
Статья 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусматривает возможность заключения договоров об организации перевозок грузов, однако не содержит положений о взаимной и соразмерной ответственности грузоотправителей и перевозчиков.
Предлагаемые изменения позволят гарантировать загрузку перспективных перевозочных мощностей, а также обеспечение перевозок грузов в рамках долгосрочных договоров.
Заключение долгосрочных договоров для участников перевозочного процесса является добровольным волеизъявлением.
В результате внесения предлагаемых изменений в проект федерального закона будут созданы условия для развития института перевозок грузов на принципах "вези или плати" и повышения культуры планирования перевозок грузов, что позволит осуществлять равномерную загрузку инфраструктуры, а также гарантировать ритмичный и своевременный вывоз заявленного объема груза, в том числе в рамках исполнения международных договоров Российской Федерации.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта федерального закона позволит реализовать Перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам стратегической сессии по направлению "Стратегия пространственного развития Российской Федерации" от 22 мая 2024 г. N ММ-П16-15131, предусматривающий повышение эффективности использования существующей и создаваемой транспортной, энергетической инфраструктуры, включая внедрение принципа "бери или плати".
Формирование правовой основы для заключения договоров на перевозку железнодорожным транспортом грузов по принципу "вези или плати" предусмотрено в разделе 3 Совместного плана действий по созданию нормативной базы, необходимой для развития железнодорожных перевозок и инфраструктуры международного транспортного коридора "Север - Юг" (утв. Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусовым и Заместителем Премьер-министра Азербайджанской Республики Ш.А. Мустафаевым). Мероприятиями указанного плана предусматривается заключение договора на принципах "вези или плати" между ОАО "РЖД" и ЗАО "Азербайджанские железные дороги" основным условием, которого предполагается предоставление ОАО "РЖД" ЗАО "Азербайджанские железные дороги" гарантированных объемов грузов.
Принятие проекта федерального закона не приведет к дополнительным расходам, покрываемым за счет средств федерального бюджета.
5. Согласование проекта федерального закона с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями
6. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта федерального закона позволит создать условия повышения дисциплины планирования производственной деятельности и рациональности загрузки существующей инфраструктуры железнодорожного транспорта.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация на практике положений проекта федерального закона не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
8. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и его реализация не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.