Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 686123-8 "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих периоды работы на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих периоды работы на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением пенсионных прав граждан Российской Федерации, имеющих стаж работы и (или) иной деятельности на территории Украины и (или) на территориях Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР), но не имеющие подтвержденного постоянного проживания на территориях новых субъектов Российской Федерации в эти периоды.
В настоящее время пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, при соблюдении ими необходимых условий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В страховой стаж гражданам Российской Федерации, застрахованным в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Социальный фонд России (до 1 января 2023 г. - Пенсионный фонд Российской Федерации), а периоды работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Социальный фонд России в соответствии с данным Федеральным законом (части 1 и 2 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ).
Необходимо отметить, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Содружества Независимых Государств до 1 января 2023 г. (в отношении Российской Федерации с другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе с Украиной) осуществлялось в соответствии с законодательством государства проживания гражданина и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение СНГ).
Российской Федерацией в рамках Соглашения СНГ в страховой стаж включались периоды работы, приобретенные на территории Украины, для определения права на страховую пенсию и исчисления ее размера до 1 января 2002 г. независимо от уплаты страховых взносов в Социальный фонд России, а после 1 января 2002 г. - только для определения права на пенсию при условии уплаты страховых взносов в компетентные органы соответствующих государств, где осуществлялась работа.
С 1 января 2023 г. в условиях денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ учитывается только страховой стаж, приобретенный на территории Украины (Украинской ССР) за период до 1 января 1991 года.
С 1 марта 2023 г. вступил в силу Федеральный закон от 17 февраля 2023 г. N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ), которым установлены особенности пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях новых субъектов Российской Федерации по состоянию на 30 сентября 2022 г. или постоянно проживавших на территориях ДНР, ЛНР в период с 11 мая 2014 г. по 29 сентября 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 г. и выехавших в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе предусмотрен учет периодов работы, иной деятельности и иных периодов, включаемых (засчитываемых) в страховой (трудовой) стаж, имевших место на территории Украины по 29 сентября 2022 г., на территориях ДНР и ЛНР с 11 мая 2014 г. по 31 декабря 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 г.
Вместе с тем особенности пенсионного обеспечения, установленные Федеральным законом N 17-ФЗ, на иных граждан Российской Федерации, имеющих стаж работы на территориях ДНР, ЛHP и (или) Украины, не распространяются и, соответственно, периоды работы, осуществлявшейся на указанных выше территориях в указанные периоды, не учитываются при определении права на страховую пенсию и исчислении ее размера.
В этой связи проектом федерального закона в целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации права на пенсионное обеспечение предлагается закрепить положения об учете периодов работы на территориях Украины и (или) ДНР и ЛHP для определения права на страховую пенсию и исчисления ее размера.
Так, проектом федерального закона предлагается включать в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Украины с 1 января 1991 г. по 23 февраля 2022 г.; периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территориях ДНР и ЛHP с 11 мая 2014 г. по 29 сентября 2022 г.; периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территориях Запорожской области и Херсонской области с 24 февраля по 29 сентября 2022 года.
Периоды работы, предлагаемые проектом федерального закона к включению в страховой стаж, будут подтверждаться на основании документов, выданных (выдаваемых) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Проектом федерального закона предусматривается при определении права на страховую пенсию и исчислении ее размера учитывать величину ИПК, равную 1 за полный календарный год (с 1 января по 31 декабря) работы, осуществлявшейся на территории Украины с 1 января 1991 г. по 23 февраля 2022 г., на территориях ДНР и ЛHP с 11 мая 2014 г. по 29 сентября 2022 г., Запорожской области и Херсонской области с 24 февраля по 29 сентября 2022 г.
Также проектом федерального закона предусматривается возможность установления периодов работы на основании решения межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона N 17-ФЗ.
Установление периодов работы и (или) иной деятельности будет осуществляться на основании документов, указанных в частях 4 и 6 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ, а также с учетом положений части 5 указанной статьи, касающихся возможности установления периодов работы на основании показаний двух и более свидетелей, и положений части 7 указанной статьи, содержащей ограничение максимальной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, устанавливаемых межведомственной комиссией (15 лет), в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 января 2023 г. N 11 "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц, а также примерного перечня документов (сведений), представляемых для рассмотрения в межведомственную комиссию по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц".
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих периоды работы на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих периоды работы на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики" (далее - проект федерального закона), не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) и будет осуществлена в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах.
В проекте федерального закона предусмотрены положения об учете периодов работы граждан Российской Федерации на территориях Украины и (или) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики для определения их права на страховую пенсию и исчисления ее размера. При этом за полный календарный год работы (с 1 января по 31 декабря), осуществлявшейся на территории Украины с 1 января 1991 г. по 23 февраля 2022 г., на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 г. по 29 сентября 2022 г., Запорожской области и Херсонской области с 24 февраля по 29 сентября 2022 г., учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) равная 1,0.
По произведенной оценке, реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона позволит осуществить перерасчет пенсий 233,57 тыс. человек, в результате которого средний размер назначенной им страховой пенсии увеличится в 2024 году на 2 385 рублей, в 2025 году - на 2 524 рубля, в 2026 году - на 2 686 рублей. Расходы в связи с перерасчетом (с учетом расходов на доставку пенсий) могут составить: в 2024 году - 6 708 424,06 тыс. рублей, в 2025 году - 7 101 192,03 тыс. рублей, в 2026 году - 7 555 993,76 тыс. рублей.
Кроме того, 3,03 тыс. человек будет установлена страховая пенсия, в назначении которой им ранее было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа и (или) величины ИПК. В результате средний размер установленной им пенсии в 2024 году составит 13 818 рублей, в 2025 году - 14 470 рублей, в 2026 году - 15 172 рубля. Расходы на выплату пенсий указанным гражданам (с учетом расходов на доставку пенсий) могут составить: в 2024 году - 504 315,77 тыс. рублей, в 2025 году - 528 083,78 тыс. рублей, в 2026 году - 553 726,23 тыс. рублей.
Таким образом, суммарные расходы на выплату страховых пенсий гражданам, уровень пенсионного обеспечения которых при реализации законопроекта будет повышен (236,6 тыс. человек), могут составить: в 2024 году - 7 212 739,83 тыс. рублей, в 2025 году - 7 629 275,81 тыс. рублей, в 2026 году - 8 109 719,99 тыс. рублей.
Указанные расходы в 2024 году будут осуществлены в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. N 542-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов". Объемы бюджетных ассигнований, необходимые в последующем на реализацию законопроекта, будут предусмотрены в бюджете СФР при формировании проекта бюджета СФР на очередной финансовый год и плановый период.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих периоды работы на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики"
В связи с принятием Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих периоды работы на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих периоды работы на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики"
В связи с принятием Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, имеющих периоды работы на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики" потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 2023 г. N 11 "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц, а также примерного перечня документов (сведений), представляемых для рассмотрения в межведомственную комиссию по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц".
Основание - часть 3 статья 3 законопроекта.
Срок подготовки вышеуказанного нормативного правового акта - в течение трех месяцев со дня принятия проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Ответственный исполнитель - Минтруд России, соисполнители - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Цель принятия данного нормативного правового акта и краткое описание: в части определения порядка реализации пенсионных прав граждан Российской Федерации, имеющих периоды работы и (или) иной деятельности на территориях Украины и (или) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской области, Запорожской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.