Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 333.30 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях оптимизации нормативно-правового регулирования в сфере разрешительной деятельности, в том числе в части систематизации действующих в Российской Федерации разрешительных режимов, упрощения порядка предоставления лицензий, аккредитаций, аттестаций и иных разрешительных документов, отмены требований, предъявляемых к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, обращающимся за получением разрешительных документов, и введения в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом рискориентированного подхода и соответствующего уровня развития в соответствующих сферах.
Законопроект направлен на актуализацию положений Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения перечня совершаемых Роспатентом действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также размеров государственной пошлины за их совершение.
Государственная регистрация программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем согласно статьям 1262, 1334 и 1452 Гражданского кодекса Российской Федерации является добровольной. Уплата пошлин не является условием возникновения и реализации имущественных прав и не является барьером для деятельности правообладателей.
В рамках законопроекта размеры государственной пошлины за совершение действий по государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы увеличиваются с учетом уровня накопленной с 2014 по 2023 год инфляции, а также устанавливаются одинаковые размеры государственных пошлин для организаций и физических лиц.
В пересчете с поправкой на инфляцию средний размер пошлины за регистрацию программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральной микросхемы для физических лиц должен составлять 5 375,6 руб., для юридических лиц - 8 063,4 рублей.
Отказ от дифференцированного подхода к установлению размеров пошлин направлен на упрощение их исчисления в тех случаях, когда правообладателями одной программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральной микросхемы являются несколько физических и юридических лиц одновременно.
В настоящее время согласно пункту 2 статьи 333.30 Налогового кодекса Российской Федерации если за совершением действия обращаются организации и физические лица, размер доли государственной пошлины, уплачиваемой каждым плательщиком, определяется пропорционально количеству плательщиков на основании пункта 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из установленных размеров для организаций и физических лиц.
Таким образом, чтобы рассчитать общий размер пошлины, нужно отдельно считать размеры пошлины, уплачиваемой физическими и юридическими лицами соответственно, поделив размер, установленный для соответствующей категории заявителей, на общее количество правообладателей и умножив на количество правообладателей, относящихся к физическим/юридическим лицам соответственно, после чего просуммировать получившиеся величины, уплачиваемые указанными категориями лиц.
Данная система приводит к ошибкам при уплате пошлин заявителями и увеличению сроков предоставления услуги.
Вместе с тем, расходы бюджета для обеспечения регистрации Роспатентом программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем на имя физических и юридических лиц не различаются. Перечень административных процедур одинаков. При этом физические лица в настоящее время составляют не более 18% от общего числа заявителей.
Реализация федеральными органами исполнительной власти предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект не затрагивает деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Судебная практика отсутствует.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, информации о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 333.30 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 333.30 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), повлечет рост объемов поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации.
Законопроект предусматривает утверждение государственных пошлин, взимаемых при предоставлении государственных услуг, связанных в том числе с государственной регистрацией программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ), баз данных и топологий интегральных микросхем. Размеры пошлин незначительно увеличиваются, что обусловлено в том числе действием инфляционных факторов в период с 2014 по 2023 год и одновременно нецелесообразностью существенного увеличения финансовой нагрузки на лиц, осуществляющих государственную регистрацию соответствующих результатов интеллектуальной деятельности.
Предполагаемые поступления в федеральный бюджет Российской Федерации от взимания государственных пошлин при предоставлении указанных государственных услуг за 2024 год рассчитаны в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета, закрепленных за Федеральной службой по интеллектуальной собственности как главным администратором доходов, утвержденной приказом Роспатента от 13 февраля 2023 г. N 15.
В случае принятия законопроекта ожидается годовой прирост поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации от совершения действий по государственной регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем в размере 18 млн. рублей с учетом недополученных доходов в связи с применением льгот.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 333.30 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 333.30 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 333.30 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 333.30 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.