Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" подготовлен в целях всесторонне обоснованного подхода к расчету стоимости услуг по подаче и (или) отводу воды (далее соответственно - законопроект, Федеральный закон).
Водохозяйственный комплекс Ставропольского края является одним из крупнейших в Российской Федерации. Протяженность каналов и водохозяйственных систем комплекса составляет более 3,5 тыс. км, количество гидротехнических сооружений - более 2,5 тыс. км, среди которых 51 водохранилище (водоем) с полезным объемом 2,0 млрд. куб. м.
В период с 2021 по 2024 годы возросла стоимость услуг по подаче воды и составляет:
0,55 руб./куб. м - для орошения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, землепользование которых расположено в первой почвенно-климатической зоне Ставропольского края, а также для садоводческих и виноградарских организаций Ставропольского края;
1,44 руб./куб. м - для орошения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, землепользование которых расположено во второй, третьей и четвертой почвенно-климатических зонах Ставропольского края;
0,35 руб./куб. м - для рыборазведения для сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края.
Так, в 2021 году стоимость услуг по подаче воды составляла 0,3 руб./куб. м для орошения и 0,1 руб./куб. м для рыборазведения.
Увеличение стоимости услуг по подаче воды существенным образом влияет на рентабельность возделывания сельскохозяйственной продукции и производства рыбы.
Возможность развития сельскохозяйственного орошения, его эффективность и бесперебойность зависят от состояния мелиоративного комплекса. В период максимальной потребности в водных ресурсах для выращивания сельскохозяйственной продукции нестабильный климат Ставропольского края требует от товаропроизводителей постоянного доступа к оросительным системам и гидротехническим сооружениям, из которых в случае необходимости можно получить водные ресурсы в требуемом объеме и оптимальные сроки для сохранения урожая.
В целях всесторонне обоснованного подхода к расчету стоимости услуг по подаче и (или) отводу воды разработан законопроект, предусматривающий наделение субъектов Российской Федерации функциями по установлению стоимости услуг по подаче и (или) отводу воды.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон в части дополнения перечня получателей услуг по подаче и (или) отводу воды энергоснабжающими организациями, осуществляющими деятельность по производству, передаче и продаже электрической энергии, использующими неконечный цикл переработки воды с обратным ее сбросом в мелиоративную систему.
Общий объем водоподачи водопользователям мелиоративных систем (орошение, рыборазведение, питьевое водоснабжение, промышленное водоснабжение, энергетический комплекс), включая организации, вырабатывающие электроэнергию на Кубань-Егорлыкском водном тракте (ГРЕС, ГЭС), составляет 5 537,05 млн. куб. м.
Законопроектом предлагается наделить субъекты Российской Федерации полномочиями по осуществлению функции по оказанию государственных услуг, а также установлению стоимости услуг по подаче и (или) отводу воды.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить основные направления деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель государственным регулированием цен (тарифов) на услуги по подаче и (или) отводу воды и государственным контролем (надзором) за регулируемыми государством ценами (тарифами) на услуги по подаче и (или) отводу воды. Потребители лишены возможности выбрать другого поставщика (исполнителя) для удовлетворения своих потребностей в данных услугах ввиду того, что деятельность по подаче и (или) отводу воды обладает всеми признаками естественной монополии, определенной в Федеральном законе от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Законопроектом предлагается дополнить принципы и общие положения оказания услуг по подаче и (или) отводу воды в части:
обеспечения экономической обоснованности затрат организаций, предоставляющих услуги по подаче и (или) отводу воды;
учета результатов деятельности организаций, предоставляющих услуги по подаче и (или) отводу воды, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов);
обеспечения открытости и доступности для получателей услуг процесса тарифного регулирования.
Законопроектом предлагается определять методику расчета и определения уровня цен (тарифов) на услуги по подаче и (или) отводу воды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что порядка 50 процентов территории Ставропольского края находится в крайне засушливой зоне, в которой основным определяющим фактором при возделывании сельскохозяйственных культур являются водные ресурсы.
За последние 40 лет в крайне засушливой и засушливой зонах Ставропольского края среднегодовая температура возросла на 1,4 градуса, что способствует иссушению, ужесточению засух и, в конечном счете, усилению процессов опустынивания. В указанных зонах Ставропольского края расположено большое количество пастбищ. Природные кормовые угодья из-за их плохого состояния обеспечивают животноводство пастбищными кормами лишь на треть от нормы. Естественные кормовые угодья утратили ценные кормовые растения. Отмечается не только снижение их урожайности, но и сокращений времени вегетации растений в летний период, происходит более раннее выгорание пастбищ. Без мелиоративных мероприятий на востоке края невозможно создание полноценной кормовой базы для животноводства.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" необходимо внести изменения в приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июня 2023 г. N 591 "Об утверждении Правил расчета стоимости услуг по подаче и (или) отводу воды" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 31 июля 2023 года, N 0001202307310035).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.