Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" (далее - законопроект) разработан в целях уточнения действующих формулировок Федерального закона от 13 июня 2023 г. N 203-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" (далее - Федеральный закон N 203-ФЗ).
В настоящее время в ходе оказания государственной услуги по регистрации основного технологического оборудования для табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья на практике возникли ситуации, когда организации подают заявление на регистрацию основного технологического оборудования, в котором указано как основное технологическое оборудование, подлежащее государственной регистрации, так и основное технологическое оборудование, не подлежащее государственной регистрации.
При этом, согласно действующей редакции пункта 7 Федерального закона N 203-ФЗ в вышеуказанном случае Росалкогольтабакконтроль вынужден принимать решение об отказе в регистрации всего заявленного основного технологического оборудования.
Учитывая изложенное, законопроектом предусмотрена возможность в таких случаях принимать решение о государственной регистрации основного технологического оборудования, которое подлежит государственной регистрации, и не регистрировать основное технологическое оборудования, которое не подлежит государственной регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 203-ФЗ установленное (смонтированное) основное технологическое оборудование подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре основного технологического оборудования для производства табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья (далее - реестр оборудования).
При этом в настоящее время уже имеется ряд случаев, когда на государственную регистрацию заявляется основное технологическое оборудование, которое находится в разобранном, то есть в несмонтированном виде.
Однако в Федеральном законе N 203-ФЗ не содержится оснований для отказа в государственной регистрации основного технологического оборудования в связи с тем, что оборудование не смонтировано.
В этой связи законопроектом предусматривается дополнение оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации основного технологического оборудования, если представленное на государственную регистрацию основное технологическое оборудование не установлено (не смонтировано).
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 203-ФЗ установленное (смонтированное) основное технологическое оборудование в случае отсутствия лицензии на производство табачной продукции, и (или) сырья, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) никотинового сырья, а также в случае аннулирования или прекращения действия соответствующей лицензии должно быть законсервировано под контролем федерального органа по контролю и надзору.
Однако, консервировать основное технологическое оборудование нецелесообразно в период рассмотрения заявления о государственной регистрации основного технологического оборудования, поданного в порядке, предусмотренном статьей 4 Федерального закона N 203-ФЗ, а также в течение 10 рабочих дней со дня принятия Службой соответствующего решения в рамках рассмотрения указанного заявления, а также в период рассмотрения заявления о выдаче лицензии на производство табачной продукции, и (или) сырья, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) никотинового сырья, поданного в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона N 203-ФЗ, в течение 10 рабочих дней со дня государственной регистрации такого оборудования, а также в течение 10 рабочих дней со дня принятия Службой решения об отказе в выдаче соответствующей лицензии.
В этой связи законопроектом предусмотрено установление случаев, при которых установленное (смонтированное) основное технологическое оборудование не подлежит консервации в отсутствие лицензии на производство табачной продукции, и (или) сырья, и (или) никотинсодержащей продукции, и (или) никотинового сырья.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 203-ФЗ оборудование подлежит государственной регистрации в связи с внесением изменений в сведения о таком оборудовании, содержащиеся в реестре оборудования, в случае изменения владельца оборудования, изменения адреса (места нахождения) владельца оборудования, утилизации, уничтожения или утраты оборудования.
При этом нормативно не закреплен механизм действий со стороны собственника оборудования, изменившего наименование и (или) организационно-правовую форму юридического лица и (или) фамилию, имя и отчество физического лица или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, предлагаемая законопроектом редакция вносит нормативную обоснованность для внесения изменений в реестр оборудования.
Согласно пункту 20 Правил проведения оценки соответствия заявителя обязательным требованиям при предоставлении федеральным органом по контролю и надзору государственных услуг, предусмотренных статьями 4, 8 и частью 5 статьи 9 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2023 N 1335, при выездной оценке в рамках проведения государственной регистрации основного технологического оборудования должностные лица Росалкогольтабакконтроля осматривают только основное технологическое оборудование и помещения, где оно установлено.
При этом в рамках выдачи лицензии заявитель может заявить также адреса мест осуществления деятельности, выездная оценка которых в рамках предоставления государственной услуги по регистрации оборудования не проводилась (в частности, адреса складских помещений, в которых заявитель предполагает хранить производимую продукцию и (или) сырье).
В этой связи законопроектом предусматривается проведение оценки соответствия заявителя обязательным требованиям при непосредственном выезде к заявителю в случае указания в заявлении адресов мест осуществления деятельности, отличных от адресов мест нахождения основного технологического оборудования, указанных в решении о государственной регистрации такого оборудования.
Также в настоящее время лицензии, указанные в пункте 1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 203-ФЗ, выдаются на вид деятельности по производству определенного вида табачной или никотинсодержащей продукции.
Учитывая изложенное, в заявлении для получения лицензии производителем должен быть указан вид табачной и никотинсодержащей продукции в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию", утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 107 (далее - Технический регламент), на осуществление вида деятельности по производству которого испрашивается лицензия.
В связи с этим законопроектом пункт 1 части 10 статьи 8 Федерального закона N 203-ФЗ дополняется нормой, предусматривающей указание в заявлении конкретного вида табачной или никотинсодержащей продукции и (или) сырья для производства такой продукции.
Также законопроектом предлагается дополнить перечень оснований для отказа в выдаче лицензии, определенный пунктом 24 статьи 8 Федерального закона N 203-ФЗ, новым основанием для отказа в представлении лицензии - несоответствие адреса места осуществления деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии, фактическому адресу места осуществления деятельности, установленному по результатам выездной оценки соответствия заявителя обязательным требованиям.
Указанное дополнение необходимо ввиду имеющихся случаев указания соискателями лицензий в заявлении недостоверной информации в рамках получения государственной услуги по лицензированию производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.
При этом установить несоответствие адреса места осуществления деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии, фактическому адресу места осуществления деятельности возможно только по результатам выездной оценки соответствия заявителя обязательным требованиям.
Количество заявлений на получение лицензии, содержащих недостоверную информацию в части несоответствия фактическому адресу места осуществления деятельности, установленному по результатам выездной оценки соответствия заявителя обязательным требованиям, адреса места осуществления деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии, превышает 50% от общего числа поступивших в Росалкогольтабакконтроль заявлений на выдачу лицензии с ноября 2023 года по май 2024 года.
Учитывая невозможность в настоящее время отказа в выдаче лицензии в случае установления в рамках проведения выездной оценки факта представления им некорректных сведений об адресе места осуществления деятельности, дополнение части 24 статьи 8 Федерального закона N 203-ФЗ соответствующим основанием послужит нормативным обоснованием для отказа в случае установления подобных фактов.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 397 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, принятого Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017, деятельность в сфере таможенного дела вправе осуществлять юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государств-членов и включенные таможенным органом соответственно в реестр таможенных представителей, реестр таможенных перевозчиков, реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев свободных складов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Порядок осуществления таможенными органами действий по включению юридических лиц в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, исключению их из реестра, внесению изменений в такой реестр установлен Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, утвержденным приказом ФТС России от 13.05.2019 N 776.
Согласно пункту 2 указанного Административного регламента заявителями на предоставление государственной услуги являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением юридических лиц, указанных в подпунктах "а"-"в" пункта 3 части 3 статьи 377 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом изложенного, заявителем на получение лицензии на закупку табачной продукции и никотинсодержащей продукции для реализации такой продукции в качестве товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, могут являться только юридические лица.
В этой связи соответствующие изменения также включены в законопроект, в частности, предусмотрено исключение из круга заявителей, имеющих право обратиться за получением лицензии на закупку табачной продукции и никотинсодержащей продукции для реализации такой продукции в качестве товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, индивидуальных предпринимателей.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 203-ФЗ производитель продукции и (или) сырья должен владеть основным технологическим оборудованием на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и иметь на указанное оборудование паспорта основного технологического оборудования и (или) иные документы и сведения, позволяющие идентифицировать указанное оборудование. Перечень видов основного технологического оборудования устанавливается Правительством Российской Федерации и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2023 N 1633-р.
С учетом изложенного законопроектом предусмотрено дополнение лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, обязанностью иметь на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления основное технологическое оборудование, соответствующее перечню видов основного технологического оборудования, установленному Правительством Российской Федерации, позволяющее осуществлять производство заявленного вида табачной или никотинсодержащей продукции и (или) сырья.
Также законопроектом дополняются основания для направления уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений новыми основаниями:
отсутствие уплаты (неполная уплата) государственной пошлины за действия, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции;
отсутствие регистрации заявителя в информационной системе мониторинга.
Кроме того, частями 32 и 33 статьи 8 Федерального закона N 203-ФЗ установлены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении лицензируемых видов деятельности, одним из которых является отсутствие информации о неисполненном предписании об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации или актов органов Евразийского экономического союза в сфере технического регулирования к табачной продукции и никотинсодержащей продукции, выявленных в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
В Российской Федерации обязательные требования к табачной и никотинсодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", техническим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (TP ТС 035/2014), ГОСТ Р 58109-2018 Национальный стандарт Российской Федерации "Жидкости для электронных систем доставки никотина. Общие технические условия", ГОСТ Р 57458-2017 Национальный стандарт Российской Федерации "Табак нагреваемый. Общие технические условия".
В ходе реализации норм Федерального закона N 203-ФЗ выявляются случаи производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции без необходимых документов, подтверждающих соответствие производимой и ввозимой продукции обязательным требованиям (при отсутствии неисполненных предписаний об устранении нарушений требований' в сфере технического регулирования на табачную или никотинсодержащую продукцию).
В данном случае основания для применения мер ответственности к лицензиату не возникают, несмотря на нарушение им законодательства о техническом регулировании в части обязанности по подтверждению соответствия продукции обязательным требованиям.
В целях недопущения производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, в отношении которой отсутствует информация о соответствии требованиям технических регламентов и национальных стандартов, законопроектом предлагается дополнить перечень лицензионных требований, установленный частями 32 и 33 статьи 8 Федерального закона N 203-ФЗ, требованием, предусматривающим необходимость соответствия табачной продукции и (или) никотинсодержащей продукции, производство и оборот которой осуществляются лицензиатом, документам об оценке (подтверждении) соответствия вида (видов) продукции обязательным требованиям, за исключением производства и оборота проб и образцов табачной продукции и никотинсодержащей продукции, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 5 Федерального закона N 203-ФЗ.
Также частью 6 статьи 9 Федерального закона N 203-ФЗ установлены основания по аннулированию лицензий по решению федерального органа по контролю и надзору.
Согласно пунктам 131 и 142 Правил маркировки средствами идентификации табачной и никотинсодержащей продукции и организации прослеживаемости табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции, а также об особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной и никотинсодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 224, производитель табачной продукции и/или табачного сырья до 5 числа, следующего за отчетным, подает уведомления о производстве сырья за отчетный месяц, а также об использовании сырья для производства табачной и (или) никотинсодержащей продукции или иного вида сырья за отчетный месяц.
При этом, непредставление информации в информационную систему мониторинга о производстве и (или) вводе в оборот, в том числе при ввозе в Российскую Федерацию и (или) выводе из оборота, в том числе при вывозе из Российской Федерации, сырья и (или) никотинового сырья, не является основанием для внесудебного аннулирования лицензий.
Законопроектом предусматривается дополнение основания по аннулированию лицензий по решению федерального органа по контролю и надзору вышеуказанным основанием.
Следует отметить, что распространение на табачную продукцию (за исключением сигарет и папирос, в отношении которых действующий механизм ценового регулирования обеспечивает свою эффективность) государственного ценового регулирования, аналогичного ценовому регулированию никотинсодержащей продукции, будет способствовать сокращению доли нелегального рынка табачной продукции и при этом не приведет к избыточной административной нагрузке на легальных участников рынка.
В целях реализации данной инициативы законопроектом предусматривается дополнение статьи 7 Федерального закона N 203-ФЗ положением, согласно которому минимальная цена на табачную продукцию, за исключением сигарет и папирос, будет определяться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также принятие соответствующего акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего определение минимальной цены на такую продукцию.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не оказывает влияние на реализацию государственных программ и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"
Реализация норм проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.