Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 688702-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение указания Президента Российской Федерации от 25 ноября 2023 г. N Пр-2341.
В соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон N 244-ФЗ) в Российской Федерации в целях развития исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов создан и успешно функционирует инновационный центр "Сколково" (далее - Центр). Реализация проекта создания, развития и обеспечения функционирования Центра была возложена на управляющую компанию - Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (далее - Фонд "Сколково").
Помимо поддержки исследовательской деятельности и коммерциализации результатов исследовательской деятельности участников проекта и иных юридических и физических лиц, в том числе путем предоставления им сервисов, Фонд "Сколково" осуществляет ряд вспомогательных функций в сфере обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории. В их число входят функции в сферах градостроительства (например, градостроительное планирование, выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, строительство объектов инфраструктуры и дорог на территории Центра), здравоохранения (например, организация оказания медицинской помощи в рамках частной системы здравоохранения, представление разрешения на осуществление медицинской деятельности), благоустройства (например, утверждение правил благоустройства, организация освещения улиц), транспорта и коммунального хозяйства.
К настоящему времени строительство объектов Центра за счет средств федерального бюджета полностью завершено, создана городская инженерная инфраструктура.
При этом город Москва активно участвует в развитии Центра. Строительство и эксплуатация ряда объектов общегородской инфраструктуры Центра осуществляются при финансовой и организационной поддержке города Москвы. Также медицинская деятельность осуществляется на территории Центра, в том числе, в рамках международного медицинского кластера, обеспечение функционирования которого осуществляется городом Москвой.
В этой связи целесообразна более глубокая интеграция города Москвы в управление Центром. Часть вспомогательных функций Фонда "Сколково" по развитию и обеспечению функционирования Центра (регулирование градостроительной и медицинской деятельности, развитие и эксплуатация общегородской территории, организация транспортного обслуживания и коммунального хозяйства) предлагается передать органам государственной власти города Москвы или организациям, которые учреждены (созданы) и определены высшим исполнительным органом города Москвы - Правительством Москвы.
Также органы и организации города Москвы наделяются полномочиями по проведению мероприятий, направленных на достижение целей реализации проекта, и содействию в реализации проекта в части организации исследовательской деятельности, коммерциализации ее результатов, создания и обеспечения использования объектов инфраструктуры территории Центра.
В связи с вышеизложенным вносятся следующие изменения в Закон N 244-ФЗ:
1) Часть 1 статьи 1 дополняется указанием на то, что Закон N 244-ФЗ также регулирует отношения, возникающие при развитии Центра, а также при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и (или) учрежденными (созданными) ими организациями, определенными высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, деятельности в целях поддержки исследовательской деятельности и коммерциализации результатов исследовательской деятельности. Также вносится корреспондирующая правка в ч. 1 ст. 4 Закона N 244-ФЗ, в соответствии с которой имущество, входящее в состав инфраструктуры территории Центра, может быть использовано не только в целях обеспечения реализации проекта, но также в целях развития и обеспечения функционирования территории Центра.
2) В части 1.1. статьи 3 Закона N 244-ФЗ вносится изменение, согласно которому решения о переводе принадлежащих управляющей компании на праве собственности земельных участков вправе принимать органы государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и (или) учрежденные (созданные) им организации, определенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы (в действующей редакции такие решения управляющая компания может принимать самостоятельно). При этом такие решения могут приниматься по заявлению управляющей компании, а порядок рассмотрения таких заявлений должен быть установлен нормативным актом Правительства Москвы или уполномоченного им органа государственной власти города Москвы.
3) В части 2 статьи 3 Закона N 244-ФЗ вводится исключение из общего запрета на передачу в субаренду земельных участков, предоставленных управляющей компанией в аренду лицам, участвующим в реализации проекта. Такое исключение предлагается сделать в отношении земельных участков, предоставленных управляющей компанией в аренду дочерним обществам управляющей компании, которые в силу п. 10 статьи 2 Закона N 244-ФЗ также относятся к лицам, участвующим в реализации проекта, и при этом одновременно являются управляющими компаниями согласно п. 7 статьи 2 Закона N 244-ФЗ. Также, в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 244-ФЗ, в случае передачи дочернему обществу управляющей компании отдельных функций по реализации проекта к деятельности этого общества применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность управляющей компании по осуществлению соответствующих функций.
При осуществлении управляющей компанией и созданными ею дочерними обществами деятельности по созданию и обеспечению функционирования Центра выявилась необходимость снять запрет на субаренду земельных участков, арендуемых дочерними обществами управляющей компании в целях реализации проекта, что позволит упростить имущественные правоотношения по использованию таких земельных участков между управляющими компаниями и иными лицами, участвующими в реализации проекта. При этом сохраняется требование о том, что передаваемые дочерними обществами управляющей компании в субаренду земельные участки также могут использоваться только в целях обеспечения реализации проекта, что "зеркально" соответствует требованию о том, что в случае передачи земельных участков в аренду лицам, участвующим в реализации проекта непосредственно управляющей компанией, они также могут использоваться только в целях обеспечения реализации проекта (ч. 2 ст. 3 Закона N 244-ФЗ).
4) С учетом цели законопроекта часть 7 статьи 3 Закона N 244-ФЗ дополняется указанием на возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, включенных в границы территории Центра и находящихся в долгосрочной аренде управляющей компании, в субаренду учрежденным (созданным) органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы организациям, определенным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
5) Также, аналогично поправкам, вносимым в части 2 статьи 3, и исходя из тех же доводов, которые приведены в подпунктах 3 и 4 настоящей пояснительной записки, предлагается снять запрет на передачу земельных участков, указанных в части 7 статьи 3 Закона N 244-ФЗ, в последующую субаренду, в том случае, если они предоставлены управляющей компанией в субаренду ее дочерним обществам или учрежденным (созданным) органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы организациям, определенным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
6) Исходя из цели законопроекта, вносятся изменения в статью 5 Закона N 244-ФЗ, в соответствии с которыми деятельность по обеспечению функционирования территории Центра исключается из функций управляющей компании с одновременным отнесением соответствующих функций к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и (или) учрежденных (созданных) ими организаций.
При этом за управляющей компанией предусматривается сохранение функций по организации предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования путем создания или организации создания частных образовательных организаций; предоставлению разрешений на осуществление образовательной деятельности и утверждение правил ее осуществления, что является одним из необходимых элементов для создания инновационной экосистемы и условий для вовлечения молодежи в исследовательскую деятельность.
Связанные с этими поправки также вносятся в ст. 13-15, 17 Закона N 244-ФЗ.
7) В связи с отнесением к функциям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и (или) учрежденных (созданных) ими организаций полномочий по организации создания и эксплуатации объектов инфраструктуры, находящихся на территории Центра (ч. 1.1. ст. 5 Закона N 244-ФЗ в редакции законопроекта), из функций управляющей компании исключается функция по обеспечению функционирования инфраструктуры территории Центра (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона N 244-ФЗ).
8) В статью 5 Закона N 244-ФЗ вносится изменение об исключении функции управляющей компании по организации строительства жилых помещений, их содержания, предоставления, определению оснований и порядка выселения из жилых помещений (п. 15, 16 ч. 1 ст. 5 Закона N 244-ФЗ). За прошедший период реализации проекта строительство объектов жилищного Фонда на территории Центра не осуществлялось и утвержденными согласно ст. 15 Закона N 244-ФЗ градостроительными документами не предусмотрено. Соответственно, необходимость в сохранении этих функций за управляющей компанией отсутствует. В то же время предлагается сохранить в ст. 4 Закона N 244-ФЗ норму о том, что в случае если такие жилые помещения все-таки по тем или иным причинам будут созданы, они могут находиться исключительно в собственности управляющей компании и могут использоваться ею только путем передачи в аренду или предоставления внаем лицам, участвующим в реализации проекта.
9) В соответствии с проектируемой нормой в п. 9 ч. 1.1. ст. 5 Закона N 244-ФЗ (в редакции законопроекта), согласно которой согласование установки рекламных конструкций на территории Центра и принятие решения о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и (или) учрежденными (созданными) ими организациями, определенными высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в порядке и с учетом особенностей, которые установлены высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, предлагается статью 12 Закона N 244-ФЗ об особенностях распространения наружной рекламы на территории Центра признать утратившей силу.
10) С учетом проектируемой нормы п. 10 ч. 1.1 ст. 5 Закона N 244-ФЗ (в редакции законопроекта) о том, что организация строительства и эксплуатации автомобильных дорог осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и (или) учрежденными (созданными) ими организациями, определенными высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в порядке и с учетом особенностей, которые установлены высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, предлагается исключить ч. 1 ст. 17.1 Закона N 244-ФЗ. В части 2 статьи 17.1 предлагается внести изменение, согласно которому решение об оборудовании автомобильных дорог на территории Центра устройствами, ограничивающими проезд по территории Центра транспортных средств неограниченного круга лиц, принимается управляющей компанией по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и (или) учрежденной (созданной) им организацией, определенными высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Финансовое обеспечение реализации соответствующих функций планируется осуществлять за счет средств бюджета города Москвы, средств организаций, учрежденных (созданных) и определенных Правительством Москвы, а также за счет иных не запрещенных законодательством источников.
Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить развитие Центра как территориально обособленного комплекса в составе города Москвы, а также повысить качество его эксплуатации. Кроме того, это поможет Фонду "Сколково" сконцентрироваться на своей основной задаче по развитию исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов, в том числе по совершенствованию предоставляемых ей сервисов технологическим компаниям, научным организациям и индустриальным партнерам.
Передача указанных функций и полномочий городу Москве предусматривает сохранение земельных участков, а также объектов, построенных за счет средств федерального бюджета, в собственности управляющей компании (Фонда "Сколково") и его дочерних обществ, созданных в соответствии с Законом N 244-ФЗ.
Законопроектом предусмотрено, что Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" вступает в силу по истечении девяноста календарных дней после дня его официального опубликования в целях обеспечения принятия субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой необходимых нормативных правовых актов в целях его реализации.
При подготовке законопроекта проведен анализ практики применения Закона N 244-ФЗ и выявлена необходимость совершенствования участия города Москвы в управлении Центром.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация положений законопроекта не потребуют дополнительных денежных средств из федерального бюджета, не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Реализация мероприятий, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково", не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Меры по его реализации будут осуществляться за счет средств бюджета города Москвы.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, однако потребует:
1) принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 602 "Об особенностях предоставления технических условий подключения (технологического присоединения) энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства и объектов капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также определения платы за подключение (технологическое присоединение) указанных устройств и объектов на территории инновационного центра "Сколково".
Цель - приведение в соответствие с Федеральным законом.
Предмет и содержание правового регулирования - уточнение порядка выдачи технических условий (предварительных технических условий) подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на территории инновационного центра "Сколково" (далее - инновационный центр) в связи с Передачей функций по регулированию градостроительной деятельности, развития и эксплуатации общегородской территории, организации коммунального хозяйства на территории инновационного центра органам и организациям города Москвы.
Головной исполнитель - Минэнерго России, соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Федерального закона;
2) принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов".
Цель - приведение в соответствие с Федеральным законом.
Предмет и содержание правового регулирования - в связи с предусмотренной Федеральным законом передачей функций по присвоению, изменению и аннулированию адресов объектов адресации, расположенных на территории инновационного центра, в соответствии с правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, а также размещению в государственном адресном реестре сведений об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра от Фонда "Сколково" органам и организациям города Москвы требуется внесение изменений в данное постановление Правительства Российской Федерации в части исключения Фонда "Сколково" из перечня уполномоченных органов, осуществляющих функции, предусмотренные правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов.
Головной исполнитель - Минфин России, соисполнители - Минэкономразвития России, Росреестр.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Федерального закона;
3) издания приказа Минфина России "О внесении изменений в приказ Минфина России от 31 марта 2016 г. N 37н "Об утверждении Порядка ведения государственного адресного реестра".
Цель - приведение в соответствие с Федеральным законом.
Предмет и содержание правового регулирования - в связи с предусмотренной Федеральным законом передачей функций по присвоению, изменению и аннулированию адресов объектов адресации, расположенных на территории инновационного центра, в соответствии с правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, а также размещению в государственном адресном реестре сведений об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра от Фонда "Сколково" органам и организациям города Москвы требуется внесение изменений в Порядок ведения государственного адресного реестра, предусматривающих исключение Фонда "Сколково" из перечня уполномоченных органов, осуществляющих функции, предусмотренные указанным Порядком.
Головной исполнитель - Минфин России.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.