Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 2 июля 2024 года (выписка из протокола N 175, п. 101) Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального N 658080-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" и статьи 113 и 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации" (об уточнении порядка проведения технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования), внесенный сенаторами Российской Федерации А.Д. Артамоновым, А.А. Шевченко, депутатами Государственной Думы П.Н. Завальным, С.А. Пахомовым, А.Е. Хинштейном, П.Р. Качкаевым, В.А. Кошелевым, (далее - законопроект) в части своей компетенции.
Законопроектом корректируется определение "газораспределительной организации" в Федеральном законе от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", а также отдельной статьей 30.1 устанавливаются требования к техническому обслуживанию, ремонту, установке, замене внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. В частности устанавливается, что техническое обслуживание, ремонт, установка, замена внутридомового, внутриквартирного газового оборудования осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
если при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения используется природный газ в многоквартирном жилищном фонде любой газораспределительной организацией, а в частном секторе - любой газораспределительной организацией или иной специализированной организацией, отвечающей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
если при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения используется сжиженный углеводородный газ и (или) бытовой газ в баллонах в многоквартирном жилищном фонде - любой специализированной организацией, осуществляющей поставку сжиженного углеводородного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (газоснабжающей организацией), владеющей на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью сжиженного углеводородного газа и отвечающей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации;
в частном секторе - любой специализированной организацией, осуществляющей поставку сжиженного углеводородного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (газоснабжающей организацией), владеющей на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью сжиженного углеводородного газа и отвечающей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, или иной специализированной организацией, отвечающей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Предлагаемые изменения направлены на устранение выявленных нарушений в правоприменительной практике Федерального закона от 18.03.2023 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Жилищный кодекс Российской Федерации" и принятых в его исполнение подзаконных актов Правительства Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, на территории Российской Федерации существенный процент потребителей получают коммунальную услугу газоснабжения с использованием сжиженного углеводородного газа и (или) бытового газа в баллонах, а в 10 субъектах Российской Федерации газораспределительные организации не осуществляют свою производственную деятельность, что делает невозможным выполнение законных условий получения коммунальной услуги газоснабжения, в частности в многоквартирном жилищном фонде.
Проектируемый подход к выбору газораспределительной организации, которая может осуществлять техническое обслуживание ВДГО и ВКГО в многоквартирном доме, без привязки к транспортировке газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, входящим в состав ВДГО конкретного дома, позволит снизить стоимость данных работ (услуг), рост которых отмечен в ряде регионов.
Поддерживается инициатива расширения круга организаций, которые вправе оказывать услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в жилых домах, не являющихся домами блокированной застройки.
Дополнительно путем внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации предлагается закрепить, что в специализированном жилищном фонде договор на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается со специализированной организацией собственником такого жилищного фонда.
В целом предлагаемое регулирование возражений не вызывает. Между тем, обращаем внимание на то, что коммунальная услуга газоснабжение предоставляется нанимателю жилого помещения (часть 1 статьи 157.3 ЖК РФ) при условии соблюдения требования о техническом обслуживании газового оборудования. Частью 3 статьи 157.3 ЖК РФ установлено, что договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме со специализированной организацией заключает наниматель жилого помещения, если общим собранием собственников помещений в данном многоквартирном доме не принято иное решение. Таким образом, полагаем, что проектируемые нормы Жилищного кодекса в отношении специализированного жилищного фонда требуют уточнения.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 658080-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" и статьи 113 и 157.3 Жилищного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.