Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки" (далее - законопроект) подготовлен в целях регулирования деятельности операторов сервиса рассрочки и обеспечения защиты прав потребителей, пользующихся услугами таких лиц.
В Российской Федерации растет популярность услуг посредников (операторов сервисов рассрочки), которые по поручению потребителя выполняют оплату товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) и которым такой потребитель возмещает понесенные издержки по исполнению поручения, как правило, несколькими равными платежами в течение нескольких недель после получения товара (работы, услуги, результата интеллектуальной деятельности). Такие посредники не заключают с потребителем договор потребительского кредита (займа) и их услуги не подпадают под существующее регулирование,. направленное на защиту прав граждан при возникновении у них заемных обязательств.
В целях обеспечения потребителям таких услуг уровня защиты, сопоставимого с уровнем защиты прав заемщиков по договорам потребительского кредита (займа), представляется необходимым ограничить право продавца (исполнителя) заключать с потребителем договор, предусматривающий оплату цены товара (работы, услуги) с использованием рассрочки за счет средств третьего лица, за исключением случаев оплаты цены товара (работы, услуги) за счет потребительского кредита (займа) или в порядке, предусмотренном законопроектом. Соответствующие поправки в Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрены проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанным совместно с настоящим законопроектом.
Настоящий законопроект, в свою очередь, направлен на регулирование деятельности указанных посредников и устанавливает рамки, в которых их услуги могут предоставляться. Ключевым отличием деятельности этих лиц от профессиональных кредиторов должна стать бесплатность их услуг для потребителя, которая позволяет ввести облегченное регулирование по сравнению с деятельностью профессиональных кредиторов. С учетом этого принципа законопроект устанавливает статус такого посредника (оператора сервиса рассрочки) как юридического лица, имеющего право осуществлять деятельность по предоставлению сервиса рассрочки. Регулирование такой деятельности предлагается построить следующим образом.
Законопроектом определены условия осуществления деятельности оператором сервиса рассрочки, включая требование по включению операторов сервиса рассрочки в реестр, требования к собственным средствам (капиталу) оператора сервиса рассрочки, акционерам (участникам) оператора сервиса рассрочки, а также органам управления оператора сервиса рассрочки. Надзор за деятельностью операторов сервиса рассрочки предлагается возложить на Банк России.
В законопроекте установлены требования к информированию оператором сервиса рассрочки потребителя о правилах предоставления такого сервиса, а также требования к договору о предоставлении сервиса рассрочки, включая правила о бесплатности для потребителя услуг оператора сервиса рассрочки и об ограничении размера неустойки (штрафа, пени) за нарушение потребителем обязательств по договору о предоставлении сервиса рассрочки.
В числе обязанностей оператора сервиса рассрочки, устанавливаемых законопроектом, следует отметить обязанность по передаче данных о заключаемом (заключенном) договоре (сделке) в бюро кредитных историй в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" в случае, если максимальная сумма неисполненных обязательств пользователя перед оператором сервиса рассрочки по договорам о предоставлении сервиса рассрочки превысит 15 тысяч рублей.
Реализация данных подходов позволит, с одной стороны, обеспечить режим, не подавляющий развитие технологических и правовых моделей сервисов рассрочки, уже сложившихся на российском рынке, с другой стороны, нивелировать возникающие потребительские и экономические риски нерегулируемого рынка услуг рассрочки и снизить уровень регуляторного арбитража с потребительским кредитованием.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки"
Реализация Федерального закона "О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки"
Принятие Федерального закона "О деятельности по предоставлению сервиса рассрочки" потребует изменения следующих актов федерального законодательства:
1) Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
2) Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях";
3) Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
С целью внесения соответствующих изменений в законодательство подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.