Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 693961-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и статью 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и статью 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - проект федерального закона) разработан в целях установления случаев и порядка упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее также - ООПТ), а также изменения их границ.
В Ставропольском крае создано 108 ООПТ, в том числе 42 государственных природных заказника, 65 памятников природы и 1 охраняемая озелененная и лесная территория. Их общая площадь составляет 108,5 тыс. гектаров, или 1,6 процента площади Ставропольского края.
Подавляющее большинство ООПТ были созданы в советское время (начиная с 1961 года), следовательно, без изъятия земель у правообладателей и включают в свои границы земельные участки, относящиеся в основном к землям лесного фонда (около 40 процентов), землям сельскохозяйственного назначения (около 30 процентов), землям населенных пунктов (около 20 процентов) и иным категориям (10 процентов).
В настоящее время на ООПТ располагаются различные объекты капитального характера (санатории, телевышки, насосные станции и т.д.), многочисленные инфраструктурные объекты (газопроводы, водоводы, линии связи), земли общего пользования (дороги, терренкуры, места массовых гуляний, объекты культурного наследия).
Многие земли, включенные в границы ООПТ, в 90-е годы были приватизированы. В настоящее время собственники считают, что они вправе осуществлять на своих земельных участках новое строительство или реконструкцию существующих объектов.
Сложившееся хозяйственное использование, введение института частной собственности на землю повлекли возникновение множества вопросов при обеспечении режима особой охраны ООПТ.
Согласно статье 27 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Следовательно, хозяйственная деятельность на территории памятников природы недопустима.
При этом за 60 лет многие природные объекты прошли свой жизненный цикл (великовозрастные деревья) или завершают его, некоторые природные объекты, имеющие статус особо охраняемых природных территорий регионального значения, фактически утратили особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение в силу различных обстоятельств.
К примеру, в настоящее время "Великовозрастное дерево сосны Сосновского" в городе-курорте Пятигорске Ставропольского края является памятником природы краевого значения, хотя усыхание дерева произошло еще в 2015 году после продолжительной летней засухи и последовавшего за ней инфекционного грибкового заболевания хвойных пород в регионе Кавказских Минеральных Вод, когда сосне исполнилось 186 лет. В итоге сам экземпляр сосны сохранился, но находится в сухом состоянии.
Согласно преамбуле Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ являются участками земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, объекты растительного и животного мира, естественные экологические системы, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Исходя из этого определяющим признаком территорий как особо охраняемых природных территорий является их особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Вместе с тем законодательство Российской Федерации в области особо охраняемых природных территорий не регулирует вопросы упразднения ООПТ или изменения их границ.
В границах особо охраняемых природных территорий действующим законодательством установлены существенные ограничения хозяйственной деятельности. В частности, такие ограничения касаются строительства капитальных объектов, строений и сооружений.
На территории Ставропольского края располагается один из крупнейших курортных регионов Российской Федерации, обладающий уникальным туристским и рекреационным потенциалом, - особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды. В его границах создана 41 особо охраняемая природная территория краевого значения на общей площади более 25 тысяч гектаров.
Для оказания услуг туристам, прибывающим в регион Кавказских Минеральных Вод, требуется строительство инфраструктурных, социальных объектов, таких как курортные терренкуры, также необходимо развитие транспортной логистики для улучшения городской среды, проведение благоустройства.
Поэтому возникают ситуации, когда требуется изменение границ ООПТ в связи с необходимостью их частичного хозяйственного использования, в том числе для реализации объектов рекреационной, дорожно-транспортной, инженерной и иных видов инфраструктур.
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормой, допускающей осуществление на особо охраняемых природных территориях хозяйственной деятельности и иной деятельности в случаях, если такая деятельность предусмотрена в рамках реализации национальных и инвестиционных проектов, государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования Российской Федерации и документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В целях повышения эффективности развития системы особо охраняемых природных территорий, повышения их туристской привлекательности необходимо внесение в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" изменений, устанавливающих случаи и порядок изменения границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также случаи и порядок упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается наделить высшие исполнительные органы субъекта Российской Федерации полномочием по принятию решений об упразднении ООПТ, а также изменении их границ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать эффективному развитию и оптимизации системы ООПТ.
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений
в Федеральный закон "Об особо
охраняемых природных
территориях" и статью 59
Федерального закона "Об охране
окружающей среды"
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и статью 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и статью 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений
в Федеральный закон "Об особо
охраняемых природных
территориях" и статью 59
Федерального закона "Об охране
окружающей среды"
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и статью 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и статью 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений
в Федеральный закон "Об особо
охраняемых природных
территориях" и статью 59
Федерального закона "Об охране
окружающей среды"
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и статью 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и статью 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не повлечет необходимость принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.