Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) предлагается исключить административную ответственность для граждан России за отсутствие действующих регистрационных документов на транспортное средство при управлении транспортным средством, если соответствующие документы присутствуют в электронном виде в приложении "Госуслуги авто", а также ввести запрет на задержание транспортного средства, если у водителя есть регистрационные документы в электронном виде.
В настоящее время все сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации имеют возможность дистанционно проверить наличие у граждан водительского удостоверения в соответствующей государственной информационной системе (далее - ГИС). Проверка сотрудниками ГИБДД может осуществляться при вводе персональных данных водителя в ГИС, которая содержит исчерпывающую информацию о наличии водительского удостоверения у водителя. Более того, с ноября 2022 года в приложении "Госуслуги Авто" появилась электронная версия водительского удостоверения и цифровая копия свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) - второго основного документа, который требуют автоинспекторы у водителей.
При этом, несмотря на успешную цифровизацию процедуры проверки наличия водительского удостоверения, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей в соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Более того, 3 мая 2023 года Верховный Суд Российской Федерации установил, что водительские удостоверения не являются удостоверением личности и не могут считаться заменой паспорту. В классификаторе видов документов, удостоверяющих личность, который утвердила коллегия Евразийской экономической комиссии, отсутствуют водительские удостоверения.
В этой связи административная ответственность для граждан за отсутствие действующих регистрационных документов на транспортное средство, если такие документы есть в наличии в электронном виде, при управлении транспортным средством представляется избыточной.
Кроме этого, в настоящее время задержание автомобиля путем его перемещения на штрафстоянку применяется в целях пресечения административных нарушений, в частности, на основе части 1 статьи 12.3 КоАП, то есть управление автомобилем водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на него, а в отдельных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством, с соответствующими отметками. Соответственно часто возникают конфликтные ситуации, когда у водителя есть все соответствующие документы в приложении "Госуслуги Авто", но нет их в наличии в машине, и инспектор ДПС из-за объективных или субъективных причин отказывается сканировать появившийся QR-код через специальную программу. В этой связи законопроектом предлагается ввести запрет на задержание транспортного средства, если у водителя есть регистрационные документы в электронном виде.
Законопроектом учтены замечания Правительства Российской Федерации, изложенные в официальном отзыве от 21 ноября 2023 г. N 16112-П50 (далее - отзыв) на предыдущую версию законопроекта. В отзыве отмечалось, что сведений об иностранных водительских удостоверениях и регистрационных документах транспортных средств с иностранными государственными регистрационными знаками, временно ввезенных на территорию Российской Федерации, в ГИС не имеется, что делает проверку таких документов при их отсутствии у водителя транспортного средства при себе невозможной. Кроме того, у сотрудников Госавтоинспекции на отдельных территориях Российской Федерации (отдаленной и малонаселенной местности) может отсутствовать доступ к ГИС посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проверки наличия необходимых документов.
В этой связи в представленной редакции законопроекта добавлены положения о необходимости иметь при себе регистрационные документы на транспортное средство с иностранными государственными регистрационными знаками, а также документы об иностранных водительских удостоверениях, подтверждающих право на управление транспортным средством, и страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства.
Также законопроектом предлагается дополнить статью 12.3 КоАП примечанием, согласно которому управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, и управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, влечет административную ответственность в соответствии с частями 1 и 2 указанной статьи при отсутствии у сотрудников Госавтоинспекции доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на отдельных территориях Российской Федерации для проверки наличия необходимых документов в электронном виде или при отсутствии у водителя необходимых документов в электронном виде.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12.3 и 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесения изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, предусматривающих исключение абзаца второго пункта 2.1.1 об обязанности водителя механического транспортного средства иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.