Досье на проект федерального закона
Указом Президента Российской Федерации от 27.06.2022 г. N 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника" 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника, в рамках которого Правительством Российской Федерации должна была быть проведена комплексная работа по формирование в общественном сознании представлений о важности труда, значимости и особом статусе педагогических работников и наставников. Однако в 2023 году было зафиксировано рекордное число увольнений учителей. Согласно данным Министерства просвещения, из образовательных учреждений уволилось 193,5 тыс. педагогов, что является максимальным значением с 2017 года.
В февраля 2024 года Президент Российской Федерации В.В. Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию РФ с предложением увеличить выплату учителям за классное руководство и кураторство групп в техникумах до 10 тыс. рублей, а для учителей, работающих в населенных пунктах, где менее 100 тыс. человек, - увеличить выплату вдвое. По словам Президента, реализация данных мер поддержки необходима для достижения роста доходов специалистов, занятых в этой бюджетной сфере.
При этом на данный момент фиксируется острый дефицит преподавателей. В 2023 году из российских школ уволились 193 тысячи учителей. К началу 2023/2024 учебного года из школ в России уволились 193,5 тыс. учителей и педагогов - максимальное значение с 2017 года.
Данные обстоятельства объясняются низким уровнем заработной платы преподавателей во многих регионах России. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации средняя заработная плата преподавателей общеобразовательных организаций составляет 45 787 рублей, при этом существует сильная региональная диспропорция оплаты труда преподавателей. В 60% субъектов Российской Федерации средняя заработная плата педагогических работников составляет от 24 984 рублей до 42 785 рублей.
При этом средняя заработная плата преподавателей в Санкт-Петербурге составляет 51 983 рубля, а в Москве 135 тысяч рублей, согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области.
Вышеуказанная диспропорция в размерах оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций приводит к разрыву в качестве обучения между регионами, увеличению дефицита педагогических кадров, а также росту профессиональной миграции преподавателей в регионы с высокой оплатой труда. Вышеуказанная тенденция приводит к нарушению принципа равенства возможностей получения образования для учащихся школ Российской Федерации. Дефицит школьных учителей в Ивановской области составляет 10%, в Камчатском и Приморском краях, а также в Воронежской области 7%. Кроме того, среднероссийский показатель нехватки учителей превышен в Астраханской, Кировской, Курганской и Челябинской областях и составляет более 5%. В особенности данная проблема остро сказывается на школах, расположенных в сельской местности.
В данной связи настоящим законопроектом предлагается предоставить педагогическим работникам следующие права:
- на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере не менее 10 процентов должностного оклада;
- на надбавки к окладам (должностным окладам) в размере пяти процентов от размера заработной платы педагогического работника за каждого обучающегося свыше нормативной наполняемости класса в общеобразовательной организации на первое число каждого месяца;
- полную оплату ЖКХ для педагогических работников, занятых в сельской местности;
- единовременное пособие в размере 1 миллиона рублей для педагогических работников, на протяжении трех лет осуществляющих трудовую деятельность в сельской местности.
Реализация указанных мер будет способствовать улучшению материального благосостояния педагогических работников, снижению кадрового дефицита учителей сельской местности, а также созданию дополнительного механизма стимулирования педагогов, работающих в селах, на продолжение профессиональной деятельности.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части расширения прав и свобод педагогических работников"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части расширения прав и свобод педагогических работников" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части расширения прав и свобод педагогических работников"
Принятие настоящего проекта федерального закона может потребовать выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета на софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по реализации дополнительных мер социальной поддержки педагогических работников.
Объемы дополнительного финансирования указанных расходов могут быть определены в рамках формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.