Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования механизмов заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов здравоохранения.
Законопроектом предлагается установить особенности подготовки, заключения, исполнения и изменения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения (далее соответственно - Особенности, ГЧП, МЧП, Соглашения).
Особенности устанавливаются Правительством Российской Федерации и будут включать в себя:
определение предельного размера финансового участия публичной стороны в исполнении Соглашения;
установление порядка проведения Минздравом России оценки и согласования Соглашений, планируемых к заключению в субъектах Российской Федерации, на предмет соответствия таких Соглашений установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения;
требования к оказанию медицинской помощи с использованием объекта Соглашения, в том числе в части непрерывности ее оказания;
условия привлечения государственной медицинской организации в качестве оператора по Соглашению, осуществляющего отдельные права и обязанности концессионера (частного партнера) по эксплуатации объекта Соглашения в части оказания медицинской помощи населению.
Предлагаемые Особенности позволят урегулировать вопросы финансового участия публичной стороны в исполнении Соглашений, а также сократить риски заключения Соглашений, ухудшающих финансовое положение публичной стороны или приводящих к удорожанию стоимости медицинских услуг или сокращению объемов медицинской помощи на территории муниципального образования.
Кроме того, законопроект предусматривает включение в перечень существенных условий концессионных соглашений в отношении объектов здравоохранения, в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, обоснованного объема валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации такого концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия такого концессионного соглашения.
При этом в части соглашений о ГЧП, МЧП дополнение перечня существенных условий не требуется, поскольку в отношении соглашений о ГЧП, МЧП предусмотрена оценка эффективности проекта ГЧП, МЧП и определения его сравнительного преимущества, в рамках которых, в том числе, оценивается обоснованность объема валовой выручки частного партнера, и существенным условием соглашения о ГЧП, МЧП уже являются критерии эффективности проекта ГЧП, МЧП и значения показателей его сравнительного преимущества, на основании которых получено положительное заключение уполномоченного органа, а также обязательства сторон по реализации соглашения о ГЧП, МЧП в соответствии с этими значениями.
Также законопроект предусматривает ограничение возможности заключения Соглашений в отношении имущества, принадлежащего медицинской организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения, в случае если такая медицинская организация является единственной медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь населению на территории муниципального образования по одному из профилей: онкология, анестезиология и реаниматология, эндокринология, сердечно-сосудистая хирургия, инфекционные болезни, гематология, детская онкология, детская хирургия, кардиология, неврология, нейрохирургия, психиатрия, радиология, радиотерапия, реаниматология, рентгенэндоваскулярная диагностика и лечение, травматология и ортопедия, хирургия.
Указанный перечень профилей медицинской помощи сформирован с учетом высокого уровня потребности и (или) высокой стоимости оказания медицинских услуг по данным профилям в рамках тарифов на оплату медицинской помощи, в том числе тарифов по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), в целях недопущения ситуации, при которой будет сформирован дефицит медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Также проведение Минздравом России оценки и согласования планируемых к заключению в субъектах Российской Федерации Соглашений в отношении объектов здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, позволит существенно нивелировать риски заключения Соглашений с недобросовестными концессионерами (частыми партнерами), в результате деятельности которых в муниципальном образовании медицинские услуги по отдельным профилям будут недоступны жителям.
Дополнительно законопроект предусматривает обязанность концессионера (частного партнера) по соблюдению требований законодательства в сфере охраны здоровья и требования по предоставлению отчетности о медицинской деятельности.
Кроме того, законопроектом предусматривается ограничение на перевод средств за оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинской организации, являющейся концессионером или частным партнером по Соглашению, на счета, открытые в иностранных банках.
Положениями законопроекта устанавливаются особенности реализации Соглашений исключительно в отношении объектов сферы здравоохранения, которые не распространяются на иные объекты социальной сферы, включая объекты образования, туризма, спорта, культуры и пр.
Предложенные законопроектом изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий.
Законопроект не содержит положений, вводящих или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для заинтересованных лиц.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, и сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В связи с тем, что реализация законопроекта потребует издания нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих особенности подготовки, заключения, исполнения и изменения концессионных соглашений в отношении объектов здравоохранения, а также особенности подготовки проектов государственно-частного партнерства, проектов муниципально-частного партнерства, заключения, исполнения и изменения соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов здравоохранения, предлагается установить особый порядок вступления в силу данного федерального закона.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям других международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует принятия постановлений Правительства Российской Федерации:
1. "Об утверждении особенностей подготовки, заключения, исполнения и изменения концессионных соглашений в отношении объектов здравоохранения".
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России.
Срок подготовки - 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Основание принятия нормативного правового акта - разрабатывается в связи с принятием Федерального закона.
Краткое описание: особенности будут включать в себя определение предельного размера финансового участия концедента, требования к оказанию медицинской помощи с использованием объекта концессионного соглашения, условия привлечения государственной медицинской организации в качестве оператора для исполнения концессионного соглашения, а также порядок проведения оценки и согласования концессионных соглашений, планируемых к заключению в субъектах Российской Федерации, на предмет соответствия таких соглашений требованиям к размещению медицинских организаций и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения.
2. "Об утверждении особенностей подготовки проектов государственно-частного партнерства, проектов муниципально-частного партнерства, заключения, исполнения и изменения соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов здравоохранения".
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России.
Срок подготовки - 180 дней со дня официального опубликования Федерального закона.
Основание принятия нормативного правового акта - разрабатывается в связи с принятием Федерального закона.
Краткое описание: особенности будут включать в себя установление предельного размера расходов публичного партнера на создание объекта соглашения, его эксплуатацию и (или) техническое обслуживание, требования к оказанию медицинской помощи с использованием такого объекта соглашения, условия привлечения государственной медицинской организации в качестве оператора для исполнения соглашения, а также порядок проведения оценки и согласования соглашений, планируемых к заключению в субъектах Российской Федерации, на предмет соответствия таких соглашений требованиям к размещению медицинских организаций и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.