Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается обязать руководителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также депутатов всех уровней в течение двух рабочих дней каждую неделю использовать общественный транспорт для прибытия на рабочее место в рамках проведения акции "Дни без автомобиля". Даты и порядок проведения "Дней без автомобиля" устанавливаются Правительством Российской Федерации для федеральных чиновников, нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - для региональных чиновников и нормативными правовыми актами муниципальных образований - для муниципальных чиновников.
Согласно последнему опубликованному статистическому сборнику "Транспорт в России 2022" степень износа основных фондов организаций, занимающихся перевозками автобусным транспортом по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам, составила 51,4% в среднем по Российской Федерации. Степень износа автобусов междугороднего сообщения составила 63,8%, внутригородских троллейбусов - 64%, внутригородских трамваев - 60,8% в среднем по России. В отдельных городах износ общественного транспорта еще выше: в Самаре износ автобусного парка составляет 69%; износ трамвайного и троллейбусного парков - более 75%. В Новосибирске степень износа трамваев составляет 80%, троллейбусов - 78,3%, автобусов - 76,6%.
При этом согласно социологическим опросам в большинстве городов России проблема состояния общественного транспорта является одной из наиболее острых. Субъекты Российской Федерации заявляют о необходимости обновить порядка 60 тыс. из 135 тыс. автобусов, которые уже сейчас изношены, а также 9 тыс. из 15 тыс. троллейбусов и трамваев. В то же время по механизму специальных казначейских кредитов было выделено только 50 млрд руб. на приобретение около 6 тыс. новых автобусов. То есть для обновления уже изношенных автобусов необходимо минимум 10 лет без учета ежегодного увеличения изношенных автобусов. При этом количество обновляемых трамваев и троллейбусов еще меньше. Таким образом, несмотря на острую проблему изношенности общественного транспорта, государственные и муниципальные служащие уделяют недостаточно внимания и средств для решения указанной проблемы.
В этой связи введение обязанности для руководителей государственных и муниципальных органов власти всех уровней пользоваться общественным транспортом в течение двух рабочих дней каждую неделю поможет должностным лицам лучше понять проблемы общественного транспорта в их регионе и повысит доверие граждан к представителям власти. Более того, пример чиновников по массовому использованию общественного транспорта может побудить больше граждан отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта, что также будет способствовать уменьшению загруженности дорог и улучшению экологической обстановки в городах.
Кроме этого, в ряде стран мира уже введена обязанность для чиновников периодически пользоваться общественным транспортом. Указом Президента Республики Узбекистан от 21.02.2024 N УП-37 было закреплено ежемесячное проведение проекта "День без автомобиля". В рамках указанного проекта руководители и другие сотрудники всех республиканских и региональных органов исполнительной власти, расположенных в городе Ташкенте, раз в месяц должны отправляться на работу на общественном транспорте, велосипедах, метро или пешком. В марте 2024 года в рамках акции "День без автомобиля" в Узбекистане министр транспорта воспользовался автобусом, министр экологии - метро, председатель таможенного комитет - велосипедом, главы Минцифры и Центрального Банка добрались до работы пешком. В мае 2024 года мэр города Бишкека ввел запрет на использование личных автомобилей руководителям и муниципальным служащим во вторник и четверг. Указанные меры, согласно официальному сообщению мэрии, послужат примером для граждан и других организаций, поощряя использование общественного транспорта и более экологичных и эффективных способов передвижения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" повлечет за собой необходимость принятия постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего определение даты и порядка проведения "Дней без автомобиля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.