Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 27 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2024 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2023 г. N 3899-р, и предусматривает внесение следующих изменений.
Законопроектом предусматривается продление срока действия Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) с 1 января 2025 года на всей территории Российской Федерации.
Возможность реализации Федерального закона N 189-ФЗ на всей территории Российской Федерации обосновывается положительными результатами его применения на территории отдельных субъектов Российской Федерации.
В период с 2020 по 2024 годы количество субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется применение Федерального закона N 189-ФЗ в полном объеме, выросло с 16 до 38, а при формировании государственных (муниципальных) социальных заказов на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для детей - до 84 субъектов Российской Федерации. Увеличилось количество направлений деятельности, при исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов по которым применяются конкурентные способы отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - исполнители услуг).
Успешный опыт применения конкурентных способов отбора исполнителей услуг в субъектах Российской Федерации позволил привлечь к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в 2021 году более 50 негосударственных исполнителей услуг, в 2022 году - более 380 негосударственных исполнителей услуг, в 2023 году - более 450 негосударственных исполнителей услуг.
Законопроектом устанавливается, что организация оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в Соответствии с Федеральным законом N 189-ФЗ на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляется в случае утверждения соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования перечней государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется государственный (муниципальный) социальный заказ на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - государственный (муниципальный) социальный заказ).
В случае принятия решения об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на территории публично-правового образования в соответствии с положениями Федерального закона N 189-ФЗ также должен определяться объем государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, включаемых в государственный (муниципальный) социальный заказ.
Допускается установление Федеральным законом N 189-ФЗ и отраслевыми федеральными законами обязательности формирования государственного (муниципального) социального заказа при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. При этом соответствующая отрасль социальной сферы должна быть включена в утверждаемый Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации (местными администрациями муниципальных образований) перечень государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в отношении которых формируется государственный (муниципальный) социальный заказ.
Так, законопроектом предусматривается, что реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей в субъектах Российской Федерации, в которых осуществляется внедрение Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляется на основании государственного (муниципального) социального заказа.
Также законопроектом устанавливается, что отраслевыми федеральными законами может быть предусмотрен способ (способы) определения исполнителей услуг в отраслях социальной сферы
В целях обеспечения планирования деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере законопроектом предусматривается, что порядки формирования государственных (муниципальных) социальных заказов должны содержать показатели эффективности организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, по которым исполнителей планируется определять по результатам отбора исполнителей услуг, их значения и план достижения таких показателей.
В связи с необходимостью осуществления методологической поддержки формирования и исполнения государственного (муниципального) социального заказа, а также научно-исследовательских работ по внедрению в финансовый менеджмент в государственном секторе инструментов доказательного подхода законопроектом предусматривается положение, устанавливающее полномочие Правительства Российской Федерации на определение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего организацию научного и методического сопровождения формирования и исполнения государственного (муниципального) социального заказа.
Законопроектом исключается временный характер отдельных норм Федерального закона N 189-ФЗ, в том числе предусматривается:
право Правительства Российской Федерации на определение особенностей формирования реестра потребителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (далее - реестр получателей социального сертификата) при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (за исключением государственных (муниципальных) услуг в сфере социального обслуживания) - использование в качестве реестра получателей социального сертификата форм структурированной информации о физических лицах, которым предоставляются права на получение соответствующих государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предусмотренные законодательством Российской Федерации, определяющим порядок оказания таких государственных (муниципальных) услуг;
использование при организации оказания государственных (муниципальных) услуг в сфере социального обслуживания в качестве реестра исполнителей услуг в соответствии с социальном сертификатом реестра поставщиков социальных услуг, сформированного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и удовлетворяющего требованиям Федерального закона N 189-ФЗ.
Дополнительно признается утратившей силу глава 4 Федерального закона N 189-ФЗ, действовавшая в ходе реализации Федерального закона N 189-ФЗ в течение 2020 - 2024 годов и не требующая дальнейшего продления при реализации Федерального закона N 189-ФЗ на постоянной основе. Законопроектом с целью сохранения возможности организации спортивной подготовки на основании государственного (муниципального) социального заказа после 1 января 2025 года вводится постоянная норма в статью 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", допускающая такой способ организации спортивной подготовки.
Устанавливается возможность определения исполнителей государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ спортивной подготовки с применением способов определения исполнителей услуг, предусмотренных частью 3 статьи 7 Федерального закона N 189-ФЗ.
Реализация положений законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, представления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснований к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
1. Принятие Федерального закона потребует признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N 1678 "Об утверждении общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".
2. Принятие Федерального закона потребует издания постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" и статью 34.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Цель: приведение в соответствие с положениями Федерального закона в части замены указания в государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере (далее - государственный (муниципальный) социальный заказ) направления деятельности на отрасль социальной сферы, в отношении которой формируется государственный (муниципальный) социальный заказ, а также определения показателей эффективности организации оказания государственных услуг в социальной сфере, исполнители по которым определяются по результатам отбора исполнителей услуг, их значений и плана достижения таких показателей следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
от 15 октября 2020 г. N 1694 "Об утверждении примерной формы государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, примерной структуры государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и общих требований к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";
от 19 ноября 2020 г. N 1891 "О порядке формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, о форме и сроках формирования отчета об их исполнении".
Предмет и содержание правового регулирования: правоотношения, возникающие при формировании и утверждении уполномоченным органом государственного (муниципального) социального заказа.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Соисполнители: Минтруд России, Минздрав России, Минспорт России, Минэкономразвития России, Минпросвещения России, Минобрнауки России.
Срок подготовки: в течение трех месяцев со дня принятия Федерального закона во втором чтении Государственной Думой.
3. Принятие Федерального закона потребует признания утратившим силу приказа Минфина России от 25 ноября 2020 г. N 281н "Об утверждении типовой формы соглашения о сотрудничестве в сфере апробации Механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.