Досье на проект федерального закона
Принятый 30.12.2020 Федеральный закон N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ) создал единое правовое поле молодежной политики, в рамках которого могут взаимодействовать все субъекты деятельности в сфере, а также заложил основы правового регулирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти с активным привлечением молодежи к решению значимых вопросов.
С целью развития основных идей, заложенных в законе, в марте 2022 года Комитет Государственной Думы по молодежной политике (далее - Комитет) объявил всероссийский сбор предложений по его совершенствованию с использованием сайта Россиямолодым.рф.
Всего в работу Комитет принял 1085 предложений от молодых людей со всей России, экспертного и научного сообществ в сфере молодежной политики, крупнейших молодежных организаций, федеральных, региональных и местных органов государственной власти, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Молодежная политика", Общественной палаты Российской Федерации и Общественной молодежной палаты (Молодежного парламента) при Государственной Думе.
Вышеуказанные предложения вошли в основу проектируемых законопроектом изменений, распределенных по 9 ключевым блокам.
1. "Понятийный аппарат" (пункт 1 статьи 1 законопроекта):
- уточнение понятия "молодежная политика", путем включения в качестве приоритета в ее реализации защиту прав и законных интересов молодых людей (подпункт "а");
- уточнение понятия "субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики", путем включения в данную категорию Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи и соответствующей синхронизации с Федеральным законом от 14.07.2022 N 261-ФЗ "О российском движении детей и молодежи", а также органов молодежного самоуправления при органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях в целях создания практической возможности для реализации основного принципа молодежной политики, предусматривающего обязательность участия молодежи в формировании и реализации молодежной политики (подпункт "б");
- дополнение понятия "инфраструктура молодежной политики" объектами недвижимого имущества, так как в настоящий момент под потребности и интересы молодежи во многих регионах открываются площадки уличного применения, корты, коворкинг-центры и многие другие объекты, которые сейчас находятся за рамками правого поля, что в том числе создает проблему в определении отраслевой принадлежности данных объектов (подпункт "в");
2. Закрепление правовых основ деятельности государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики, (подпункт "г" пункта 1, пункты 14 и 15 статьи 1 законопроекта)
2.1. Законопроектом предлагается к государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность по реализации молодежной политики, отнести учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, органами публичной власти федеральной территории "Сириус", муниципальным образованием, и осуществляющие деятельность по реализации одного или нескольких основных направлений молодежной политики, в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие учреждения созданы, и закрепить требования к осуществлению их деятельности.
Принятие Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ стало важным шагом в процессе формирования молодежной политики в качестве самостоятельной сферы, при этом действующая редакция указанного закона не содержит положений о ключевых организациях, участвующих в ее реализации, в связи с чем 1010 учреждений молодежной политики, из которых 124 учреждения регионального уровня, 886 муниципального, осуществляют свою деятельность разрознено. Молодой человек, как потребитель услуг учреждений, не может получить услуги в равном объеме и качестве вне зависимости от территории его нахождения или проживания.
Анализ действующего законодательства Российской Федерации, а также практики его применения, показывает, что самостоятельность той или иной сферы во многом зависит от наличия в базовом законе упоминаний ключевых организаций, участвующих в ее реализации.
Так, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закрепляет понятие "медицинская организация", а также устанавливает специфику их деятельности в зависимости от вида оказываемой медицинской помощи. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет понятие "образовательная организация" и вводит их типологию в соответствии с образовательными программами.
2.2. Законопроект также предусматривает определение категорий и видов вышеуказанных учреждений, основанных на анализе сферы молодежной политики, проведенном Федеральным агентством по делам молодежи и в соответствии с основными направлениями реализации молодежной политики, установленными статьей 6 Федерального закона от 30.12.2020 N 489-ФЗ.
Предполагается установить 2 категории и 5 видов государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики:
- неспециализированное учреждение, к виду которого относится молодежный центр, деятельность которого направлена на комплексное вовлечение молодого человека в молодежную политику;
- специализированное учреждение, к видам которого относятся: центр поддержки талантливой молодежи, деятельность которого приоритетно направлена на развитие творческого потенциала молодого человека, центр социально-психологической помощи молодым гражданам, обеспечивающий защиту прав и законных интересов молодежи, центр патриотического воспитания молодежи, направленный на воспитание патриотизма в молодежной среде, молодежный центр добровольчества (волонтерства), содействующий участию молодежи в общественно-полезной деятельности.
Наименования государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики, и их уставы должны будут содержать указание на организационно-правовую форму, категорию и вид учреждения, а также основные направления реализации молодежной политики, осуществляемые учреждением, для правильного разграничения с иными организациями социальной сферы, упорядочения отношений в сфере молодежной политики.
Положения законопроекта, касающиеся категорий и видов учреждений, а также требований к их наименованиям и учредительным документам, смогут использовать и применять в своей деятельности и иные юридические лица.
Учреждения будут выстраивать свою деятельность с учетом рекомендаций по реализации на территории Российской Федерации основных направлений молодежной политики, в том числе к оборудованию помещений данных учреждений, а также перечня ключевых показателей эффективности подобной деятельности, разработку и утверждение которых будет осуществлять Федеральное агентство по делам молодежи.
Предлагаемые изменения позволят повысить эффективность реализации молодежной политики в стране, а также предоставить молодым людям равный доступ и условия к ее услугам вне зависимости от территории их нахождения или проживания.
3. Расширение основных направлений реализации молодежной политики и форм участия молодежи в данной деятельности, на основании анализа текущих задач, стоящих перед сферой молодежной политики и актуальных потребностей молодого человека (пункты 2 и 3 статьи 1 законопроекта).
Законопроект предусматривает дополнение основных направлений реализации молодежной политики следующими положениями:
- формирование у молодежи готовности исполнять конституционный долг по защите Отечества;
- обеспечение защиты прав и законных интересов молодежи, содействие в оказании социально-психологической помощи молодым гражданам, как продолжение проектируемого изменения, указанного в пункте 1;
- предоставление поддержки инициативным проектам молодежи и как следствие развитие в России молодежного инициативного бюджетирования;
- предоставление поддержки проектам молодежи, направленным на решение социальных задач через развитие физической культуры и спорта (социальный спорт), как особого вида деятельности, не являющейся по своей сути профессиональным спортом, и не классическим социальным проектом, что вызывает трудности, связанные с реализацией и продвижением подобных инициатив;
- повышение мотивации у молодых граждан к получению новых знаний, в том числе путем самообразования, а также поддержка молодых ученых;
- правовое просвещение и правовое информирование молодежи, что также является продолжением изменений, направленных на повышение эффективности деятельности по защите прав и законных интересов молодежи;
- содействие в реализации прав молодых граждан на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
В качестве новой формы участия молодежи в реализации молодежной политики в законопроекте устанавливается: создание молодежью социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Российской Федерации.
Законопроект также предусматривает возможность молодого человека обратиться в компетентные органы государственной власти за помощью по вопросам открытия и обеспечения функционирования молодежных общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Российской Федерации.
4. Определение форм осуществления некоммерческими организациями деятельности, направленной на реализацию молодежной политики в Российской Федерации, и мер государственной поддержки данной деятельности. Выделение в отдельную статью законопроекта обусловлено возрастающей ролью НКО как инструмента социального партнерства между государством и молодежью, предоставляющего возможность непосредственно участвовать в решении социальных проблем (пункт 4 статьи 1 законопроекта).
Законопроектом предлагается установить следующие формы осуществления некоммерческими организациями деятельности, направленной на реализацию молодежной политики в Российской Федерации:
- реализация проектов и программ по основным направлениям молодежной политики;
- содействие в реализации молодежных инициатив по основным направлениям молодежной политики;
- создание условий для развития трудовой и проектной активности молодежи путем совмещения учебы и трудовой деятельности, в том числе в рамках деятельности студенческих отрядов.
Важность подобных изменения обусловлена тем, что с одной стороны, участие в деятельности некоммерческих организаций предоставляет молодым людям возможность развивать новые навыки, формирует культуру гражданственности и чувства ответственности, способствует освоению техник реализации социальных проектов и идей, а с другой стороны удовлетворяет потребности общества в различных его сферах.
Законопроект также предоставляет возможность некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Российской Федерации, обращаться за поддержкой в компетентные органы государственной власти.
5. Введение отдельной статьи "Патриотическое воспитание молодежи", согласно которой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами публичной власти федеральной территории и органами местного самоуправления будет разрабатываться комплекс мер по воспитанию в молодежной среде гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации, формированию у молодежи готовности исполнять конституционный долг по защите Отечества, оказываться содействие деятельности центров патриотического воспитания молодежи, военно-патриотических объединений (клубов) и иным организациям, задействованным в патриотическом воспитании молодежи, а также проводиться мониторинг эффективности патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации (пункт 5 статьи 1 законопроекта).
6. Закрепление принципа разделения общих полномочий федеральных органов государственной власти в сфере молодежной политики и Федерального агентства по делам молодежи, а также их актуализация (пункты 6 и 7 статьи 1 законопроекта).
Одно из ключевых изменений законопроекта - разделение полномочий федеральных органов государственной власти в сфере молодежной политики и полномочий Федерального агентства по делам молодежи как ключевого ФОИВ в сфере реализации молодежной политики. Подобная положительная практика разграничения полномочий есть в сфере здравоохранения.
В проектируемых изменениях полномочия федеральных органов государственной власти в сфере молодежной политики дополнятся следующими положениями:
- содействие в развитии инфраструктуры молодежной политики;
- создание, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации федеральных информационных систем и баз данных в сфере молодежной политики, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- содействие занятости молодежи, формированию ценности труда и получению практических навыков, в том числе через деятельность студенческих отрядов.
Молодежная политика - сфера многогранная, она охватывает 37 миллионов человек, почти четверть населения страны, с разными потребностями и запросами. В работе по ее реализации принимают участие десятки ведомств при ключевой координации Росмолодежи, с 01 апреля 2024 года получившей полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере молодежной политики.
С целью развития молодежной политики в едином направлении на всей территории России законопроектом предлагается предоставить Федеральному агентству по делам молодежи следующие полномочия:
- проведение единой государственной политики, направленной на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений, разработка и реализация программ по основным направлениям в сфере молодежной политики;
- нормативно-правовое регулирование в сфере молодежной политики;
- разработка и утверждение рекомендаций по размещению государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики, иных объектов инфраструктуры молодежной политики исходя из потребностей молодежи;
- разработка и утверждение рекомендаций по реализации на территории Российской Федерации основных направлений молодежной политики, предусмотренных частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе к материально-техническому обеспечению реализации молодежной политики и оборудованию помещений государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики;
- разработка и утверждение перечня ключевых показателей эффективности реализации молодежной политики на территории Российской Федерации;
- разработка и утверждение рекомендаций по проведению самообследования и обеспечению функционирования внутренней системы оценки эффективности осуществления государственными и муниципальными учреждениями, осуществляющими деятельность по реализации молодежной политики, деятельности по реализации молодежной политики;
- проведение консультаций с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по кандидатурам на замещение должности руководителя уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере реализации молодежной политики;
- организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики на федеральном уровне, подготовка доклада о положении молодежи в Российской Федерации;
- учреждение ведомственных наград и знаков отличия, а также утверждение положения об этих наградах и знаках, в том числе порядка награждения, их описания и рисунков;
- утверждение номенклатуры должностей работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики;
- осуществление координации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации молодежной политики;
- осуществление функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере молодежной политики, в том числе полномочий по управлению деятельностью подведомственных федеральных государственных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики, и переданного им государственного имущества.
Изменения в части полномочий федеральных органов власти имеют системный характер и позволят развивать молодежную политику в едином направлении через выстроенный процесс межведомственной координации на всех уровнях публичной власти.
7. Уточнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере молодежной политики (пункты 8 и 10 статьи 1 законопроекта)
Новеллой законопроекта является право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации утверждать порядок взаимодействия уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере реализации молодежной политики с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе полномочия по координации их деятельности в сфере молодежной политики.
По поручению Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 22 декабря 2022 года в каждом субъекте Российской Федерации ведется работа по созданию в системе органов государственной власти каждого субъекта Российской Федерации органа исполнительной власти, реализующего молодежную политику в субъекте Российской Федерации. Сейчас в 80 субъектах Российской Федерации профильные ведомства уже созданы или принято решение об их создании.
Принцип межведомственного взаимодействия - ключевой для эффективной реализации молодежной политики и содержится в самом ее определении, вместе с тем на практике во многих регионах у ведомств, реализующих молодежную политику, возникает ряд трудностей в совместном решении задач молодежной политики, получении статистической и мониторинговой информации о работе с молодежью в других сферах, предоставлении помещений или иных площадок для проведения мероприятий, а также в целом имеется разница в подходах к работе с молодежью.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят выстроить во всех регионах страны единую государственную политику, направленную на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений.
8. Закрепление целей и порядка создания координационных органов в сфере молодежной политики при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации и главах муниципальных образований с целью унификации текущей практики создания различных консультативно-совещательных органов в сфере молодежной политики в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также создание практической возможности для реализации основного принципа молодежной политики - обязательность участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики (пункт 9 статьи 1 законопроекта).
9. Уточнение положений об информационной обеспеченности реализации молодежной политики и о мониторинге реализации молодежной политики, на основании анализа текущих задач, стоящих перед сферой молодежной политики и актуальных потребностей молодого человека (пункты 11 и 12 статьи 1 законопроекта).
Статьей 2 законопроекта предлагается установить переходные положения для реализации новых положений, предлагаемых законопроектом, что позволит участникам правовых отношений подготовиться к новым требованиям и осуществить необходимые изменения в плановом и прогнозируемом режиме без рисков снижения эффективности реализации молодежной политики в Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить срок приведения учредительных документов, а также наименований государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики, созданных до дня вступления в силу изменений, предусмотренных законопроектом, в соответствие с данными нормами до 01 января 2026 года.
При этом изменения наименований подобных учреждений в связи с приведением их в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом, не потребует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Перерегистрация ранее созданных учреждений в связи с вступлением в силу изменений, предусмотренных законопроектом, также не потребуется.
Дополнительно законопроектом предусмотрено, что при регистрации изменений учредительных документов данных учреждений в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами, предусмотренными законопроектом, государственная пошлина взиматься не будет.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и будет осуществляться в пределах средств, выделяемых Федеральному агентству по делам молодежи, на реализацию государственных программ и мероприятий в сфере реализации молодежной политики, в том числе в рамках 1:
- государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", предусматривающей на 2024 год 54 288 058,6 тыс. рублей, на 2025 год 41 408 251,1 тыс. рублей, на 2026 год 42 548 626,0 тыс. рублей;
- государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", предусматривающей на 2024 год 2 996 751,5 тыс. рублей, на 2025 год 1 364 103,1 тыс. рублей, на 2026 год 1 256 214,7 тыс. рублей;
- государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", предусматривающей на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов 33 230,7 тыс. рублей ежегодно;
- государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области", предусматривающей на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов 157 731,3 тыс. рублей ежегодно.
Принятие проекта закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, так как возникающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации будут реализовываться в пределах уже выделенных на финансирование мероприятий в сфере реализации молодежной политики средств. Также с 2022 года Федеральным агентством по делам молодежи ежегодно проводится Всероссийский конкурс программ комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации "Регион для молодых", в рамках которого на 2023 - 2025 годы из федерального бюджета запланировано выделение 15 млрд рублей (по 5 млрд рублей - ежегодно), в качестве субсидий регионам на создание и развитие инфраструктуры указанной сферы на конкретной территории.
Предлагаемые проектом закона решения не повлекут негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
------------------------------
1 Данные по финансированию указаны в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
------------------------------
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Вместе с тем принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:
1. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" в части включения в перечень участников благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности молодежного центра добровольчества (волонтерства);
2. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части уточнения наименований органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, относящихся к сфере молодежной политики;
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части синхронизации полномочий органов местного самоуправления в сфере молодежной политики;
4. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в части синхронизации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.