Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) изменения, уточняющие содержание отдельных используемых в нем понятий ("субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики", "инфраструктура молодежной политики"), формы участия молодежи в реализации молодежной политики, а также предусматривающие дополнение перечня основных направлений реализации молодежной политики, расширение полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере молодежной политики.
Законопроект не противоречит актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе.
Вместе с тем следует отметить, что предусмотренное законопроектом предоставление некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, направленную на реализацию молодежной политики в Российской Федерации, права на получение поддержки федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории "Сириус" и органов местного самоуправления в форме организации обучения, подготовки и переподготовки молодых граждан, осуществляющих трудовую деятельность в некоммерческих организациях, требует дополнительного обоснования с учетом положений статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации.
Развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе всесторонняя поддержка предпринимателей независимо от возраста, в настоящее время реализуется в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", в связи с чем закрепление в Федеральном законе понятия "молодежное предпринимательство" на данном этапе преждевременно.
Из предлагаемой редакции части 1 статьи 12 Федерального закона неясно, что именно подразумевается под вовлечением молодежи в сферы здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, в целях создания определенности предмета мониторинга реализации молодежной политики.
Статью 14 Федерального закона в редакции законопроекта необходимо привести в соответствие с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" в части использования термина "тип учреждения" (пункт 1 статьи 4 и пункт 3.1 статьи 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях"), так как установление иных типов учреждений может создать неопределенность регулирования и нарушить единство правоприменения.
С учетом того, что вопросы организации отдыха и оздоровления детей регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", из законопроекта неясно, как будут соотноситься между собой понятия "молодежный лагерь" и "организация отдыха детей и их оздоровления", охватывающие одну и ту же категорию граждан (от 14 до 18 лет) и имеющие одни и те же цели деятельности.
Проектируемые положения, касающиеся консультаций высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти при назначении руководителя уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации, не согласуются с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" в части соблюдения принципов разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти, а также самостоятельного осуществления органами публичной власти своих полномочий. Кроме того, предусмотренный частью 4 статьи 4 указанного Федерального закона перечень органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации является исчерпывающим и может быть изменен исключительно путем внесения в него изменений. Проектируемое полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и реализации межрегиональных программ в сфере молодежной политики требует внесения корреспондирующих изменений в указанный Федеральный закон.
В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что реализация его положений не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и будет осуществляться в пределах средств, выделяемых Федеральному агентству по делам молодежи на реализацию государственных программ и мероприятий в сфере реализации молодежной политики. Вместе с тем реализация положений законопроекта потребует проведения перераспределения бюджетных средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, заложенных на осуществление полномочий по реализации комплекса мер в сфере молодежной политики (в том числе на осуществление полномочий по разработке и реализации межрегиональных программ по основным направлениям в сфере молодежной политики), однако в материалах к законопроекту соответствующая информация отсутствует.
Предлагаемое наделение Росмолодежи полномочием по утверждению номенклатуры должностей работников государственных и муниципальных учреждений, реализующих молодежную политику указанного органа, требует дополнительного обоснования с учетом положений Федеральных законов "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, положения пункта 2 части 1 статьи 7.2 Федерального закона в редакции законопроекта по своему содержанию дублируют полномочия публично-правовых образований, установленные пунктом 16 части 1 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", а также пунктом 25 части 1 статьи 15, пунктом 33 части 1 статьи 16 и пунктом 11 части 1 статьи 16.2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, учитывая, что согласно проектируемым изменениям субъектом, осуществляющим деятельность в сфере молодежной политики, является в том числе Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых", в связи с чем деятельность движения необходимо включить в перечень информации, подлежащей мониторингу реализации молодежной политики.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства Российской Федерации от 22 августа 2024 г. N ДГ-П8-27292 "Заключение на проект федерального закона N 716309-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации*' вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.П. Метелевым"
Опубликование:
-