Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6.1.-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" разработан в целях обеспечения заемщиков по договорам потребительского кредита (займа), по кредитным договорам (договорам займа), заключенным в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой (далее - кредитный договор (договор займа), проживающих на территориях, в пределах которых введен правовой режим контртеррористической операции, правом на получение кредитных каникул по договорам потребительского кредита (займа).
В настоящий момент статьей 6.1-1 Федерального закона N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" определяются правила изменения порядка погашения кредитной задолженности по обязательствам, обеспеченным ипотекой и предоставления кредитных каникул, в том числе в связи с нахождением заемщика в трудной жизненной ситуации, проживанием в зоне чрезвычайной ситуации и в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
С августа 2024 года в связи с повышением уровня диверсионно-террористических угроз со стороны Украины на территориях в Белгородской, Брянской и Курской областях был введен режим контртеррористической операции (КТО). Жители указанных регионов вынуждены были покинуть места проживания в связи с угрозой их жизни и здоровью со стороны вооружённых формирований Украины.
Многие из уехавших граждан являются кредитными заёмщиками, чьи обязательства обеспечены ипотекой, а жилье располагается в зоне проведения контртеррористической операции. В связи с утратой мест постоянной работы и проживания, многие свои доходы и сбережения, а также единовременные выплаты от государства, пострадавшие граждане направляют на погашение кредитов (займов) вместо того, чтобы использовать их для приобретения предметов первой необходимости.
Часто банки и другие кредитные организации в такой ситуации не относят заёмщиков к числу пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера и гарантированная им государством помощь в форме временной приостановки исполнения кредитных обязательств не предоставляется.
В августе 2024 г. в связи со складывающейся ситуацией в Белгородской, Брянской, Курской областях Центральный Банк России призвал банки реструктурировать задолженности по кредитным договорам (договорам займа) по собственным программам реструктуризации банков на условиях полного приостановления исполнения заемщиком своих обязательств (в том числе без начисления процентов) на срок не менее 6 месяцев, и одновременно в одностороннем порядке отменить начисление неустойки (штрафа, пени).
Поскольку указанные рекомендации носят для кредиторов добровольный характер, в целях обеспечения правовых гарантий настоящим проектом федерального закона предлагается установить, что граждане, из числа лиц, проживающих на территориях, в пределах которых введен правовой режим контртеррористической операции, и являющиеся заемщиками по кредитному договору (договору займа), обязательства по которым обеспечены ипотекой, вправе обратиться к кредитору с требованием о предоставлении льготного периода на срок не менее шести месяцев.
При этом датой начала льготного периода считается дата направления требования заемщика кредитору.
Для подтверждения соответствия заявителя требованиям законодательства им предоставляются, документы об установлении фактов проживания в жилом помещении, на территории, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, а также сведения о нарушений условий его жизнедеятельности в связи вынужденным оставлением места жительства 1.
Кроме того, законопроектом вводится обязанность (а не право) банков и кредитных организаций в одностороннем порядке отменять неустойки (штрафы, пени) для случаев, установленных в соответствии с положениями настоящего законопроекта.
Принятие законопроекта позволит снизить долговую нагрузку гражданам по ипотечным обязательствам в связи с ситуацией в Белгородской, Брянской, Курской областях и введением там режима контртеррористической операции.
------------------------------
1 Документы о принятии решения о предоставлении государственной услуги по единовременной материальной помощи пострадавшим; подтверждение нахождение заемщика в пунктах временного размещения; справки о вынужденном перемещении (переселении) заемщика и др.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 6.1.-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 6.1.-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 6.1.-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 6.1.-1 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.