Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 740875-8 "О внесении изменения в статью 19.1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19.1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" направлен на урегулирование в соответствии с законодательством Российской Федерации правового статуса государственных концернов и государственных корпораций, зарегистрированных в Донецкой Народной Республике до включения ее в состав Российской Федерации, что предусмотрено статьей 19.1 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица ДНР и ЛНР должны привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации не позднее 31 декабря 2024 года. Абсолютное большинство предприятий ДНР имеют возможность выполнить требование указанной нормы в связи с соответствием их организационно-правовых форм законодательству Российской Федерации. С невозможностью выполнения указанной нормы столкнулись такие предприятия как государственные концерны и государственные корпорации ДНР.
Данные организации создавались на основе государственной собственности и функционируют в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики и безопасности ДНР (энергетика, сельское хозяйство, машиностроение, недропользование, транспорт, рыночная деятельность). Однако в правовом поле Российской Федерации не предусмотрено такой организационно правовой формы юридического лица, как концерн, а государственные корпорации в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" создаются федеральными законами и являются некоммерческими организациями.
При этом решение проблемы посредством ликвидации и создания новых юридических лиц не представляется возможным, ввиду того, что большинство из государственных концернов и корпораций ДНР непосредственно являются носителями лицензий и других разрешительных документов, сторонами договоров пользования земельными участками, а также выступают в качестве субъектов хозяйствования - контрагентов по договорам (дебиторами и кредиторами).
Необходимо отметить, что государственные концерны и государственные корпорации ДНР имеют все признаки, указывающие на их коммерческую направленность (не осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе, присутствует экономический интерес при формировании ценовой политики, направление прибыли осуществляется преимущественно на ее увеличение, хозяйственная деятельность осуществляется преимущество на коммерческих направлениях: торговля, аренда, рыночная деятельность, производство алкогольной продукции, основной целью деятельности является извлечение прибыли).
Всего по государственным концернам и корпорациям ДНР за 9 месяцев 2023 года выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) составила 66 692 141,60 тыс. рублей, прибыль до налогообложения за указанный период составила 336 793,90 в тыс. рублей.
Принимая во внимание вышеизложенное, осуществление коммерческой деятельности являлось одной из основных целей создания государственных концернов и корпораций ДНР, в связи с чем для таких юридических лиц коммерческая организационно-правовая форма является предпочтительной и в полной мере соответствует осуществляемой ими деятельности.
При этом касательно определения соответствия фактической формы государственных концернов и корпораций ДНР организационно-правовым формам, предусмотренным в. Российской Федерации, также необходимо отметить, что согласно "Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм" под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности", следовательно, исходя из этого, способ закрепления и использования организацией имущества является определяющим в вопросах установления ее правового положения.
Государственные концерны и корпорации ДНР при их создании были наделены и на сегодняшний день распоряжаются государственным имуществом на праве хозяйственного ведения и являются унитарными организациями.
В связи с чем, а также исходя из их фактических финансово-экономических характеристик, наиболее соответствующей организационно-правовой формой для государственных концернов и корпораций ДНР, предусмотренной в Российской Федерации, является государственное унитарное предприятие с последующим их преобразованием в хозяйственные общества, что концептуально поддержано Минюстом России и Минфином России, которые на рабочем совещании под руководством ФНС России 7 декабря 2023 года выразили позицию о том, что приведение государственных корпораций и концернов ДНР к государственным автономным или государственным бюджетным учреждениям является нецелесообразным, поскольку данные типы учреждений не корреспондируют целям и задачам деятельности предприятий (извлечение прибыли, обеспечение процесса производства и другие).
Для государственных учреждений действующим законодательством Российской Федерации устанавливается ряд требований к нормированию и планированию затрат, формированию государственного задания, в связи с чем имеется высокий риск несоблюдения указанных требований. Наиболее приемлемым вариантом решения проблемы является приведение учредительных документов государственных концернов и корпораций ДНР к унитарным предприятиям, с последующим их преобразованием в акционерные общества (протокол от 7 декабря 2023).
Вместе с тем в силу отличий законодательства ДНР, регулирующего статус государственных концернов и государственных корпораций (принятого в ДНР до момента вступления в состав Российской Федерации), и законодательства Российской Федерации, в частности, в вопросе понимания критериев отнесения хозяйствующих субъектов к коммерческим или некоммерческим организациям (Указы Главы ДНР от 11.02.2019 N 50 "Об утверждении Положения о государственных корпорациях", 01.07.2019 N 205 "Об утверждении Положения о государственных концернах"), учредительные документы государственных концернов и государственных корпораций Республики не позволяют им в общем правовом режиме осуществить преобразование в государственные унитарные предприятия поскольку в учредительных документах данных организаций формально указывается на некоммерческий статус (в правовом поле ДНР указанный статус, учитывая специальное регулирование в отношении государственных концернов и государственных корпораций, принципиально не ограничивал их возможности выступать полноправным участником коммерческих правоотношений и фактически осуществлять деятельность в целях получения прибыли).
Соответствующее предписание содержится в Федеральном законе N 52-ФЗ, согласно которому в пункте 5 статьи 19.1 установлено, что при приведении своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации в целях обращения с заявлением о внесении сведений в единый государственный реестр юридических лиц юридические лица, которые являются некоммерческими организациями (организациями, созданными не в целях извлечения прибыли), не вправе указывать в учредительных документах, что они являются коммерческими организациями.
Вышеуказанное правило не позволяет в данном случае применить установленный в переходный период механизм изменения учредительных документов государственных организаций в заявительном порядке в отношении государственных концернов и государственных корпораций ДНР.
Представленный законопроект направлен на достижение вышеуказанных целей и предусматривает дополнение статьи 19.1 Федерального закона N 52-ФЗ новым специальным пунктом 6.1, действие которого по кругу лиц направлено на государственные концерны и государственные корпорации, созданные в ДНР до ее вхождения в состав Российской Федерации, устанавливающим императивное указание на организационно-правовую форму в соответствии с которой вышеуказанные организации приводят свои учредительные документы в заявительном порядке, а именно, государственное унитарное предприятие.
При этом после предлагаемого приведения государственными концернами и государственными корпорациями своих учредительных документов в соответствие с организационно-правовой формой государственного унитарного предприятия данные предприятия продолжат подчиняться Правительству ДНР (оно будет выступать их учредителем).
Также в соответствии с представленными ответами высших органов исполнительной власти Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей в указанных субъектах Российской Федерации отсутствуют зарегистрированные государственные (трансграничные) концерны и корпорации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 19.1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 19.1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 19.1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 19.1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 19.1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 19.1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимость принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.