Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 740900-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(далее - законопроект)
Досье на проект федерального закона
Действующим законодательством особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим юридическим и физическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), содержатся в главе 53.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), а вопросы привлечения таких работников в статье 18.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости). В главе 53.1 ТК РФ при этом содержатся отсылочные положения к законодательству Российской Федерации о занятости населения.
При принятии Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" было принято решение о внесении изменений в ТК РФ в части исключения отсылочных положений к законодательству Российской Федерации о занятости населения.
Законопроектом в целях урегулирования комплексно всех вопросов, связанных с трудом работников, направляемых временно работодателем к другим юридическим и физическим лицам, переносит в главу 53.1 ТК РФ соответствующие нормы, в том числе:
об установлении круга таких работодателей и требований к ним, включая наличие аккредитации, если работодателем является частное агентство занятости;
о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала);
об ограничениях для направления работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала);
об условиях для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала), необходимых для обеспечения трудовых прав направляемых работников.
Круг лиц, имеющих право осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), дополнен с учетом специфики привлечения работников к обслуживанию расположенных на территории Российской Федерации дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, международных организаций и их представительств, пребывающих на территории Российской Федерации иных иностранных должностных лиц и членов их семей. Данное право предоставляется юридическому лицу, подведомственному федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, и уполномоченное указанным федеральным органом исполнительной власти на осуществление соответствующей деятельности.
Законопроектом предлагается в целях эффективной организации экономической деятельности и (или) производственного процесса допускать временное направление по соглашению о временном переводе работодателем, являющимся юридическим лицом, работников с их согласия к другому юридическому лицу, являющемуся аффилированным по отношению к направляющей стороне; акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества; стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.
При этом указанные юридические лица будут обязаны вносить информацию о временном направлении по договору о предоставлении труда работников (персонала) к принимающей стороне на Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
В законопроекте сохранены нормы ТК РФ в действующей редакции в части расследования несчастного случая, происшедшего с работником, направленным временно для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала) и участвовавшим в производственной деятельности принимающей стороны и субсидиарной ответственности по обязательствам работодателя, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы по договору о предоставлении труда работников (персонала), которую несет принимающая сторона.
Одновременно дополнены положения об обязанностях принимающей стороны в области охраны труда в отношении направляемых к ней работников по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Вступление в силу законопроекта предусмотрено с 1 января 2025 г. в целях обеспечения преемственности применения правовых норм в связи с тем, что с 1 января 2025 г. утрачивает силу статья 18.1 Закона о занятости об осуществлении деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
Реализация решений, предлагаемых проектом федерального закона не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, не повлечет отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и будет осуществляться в рамках бюджетных ассигнований, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих необоснованному возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует увеличения расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует принятия:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2022 N 2181 "Об аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)" (вместе с Правилами аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)).
Срок разработки - в 6-месячный срок с момента принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Минтруд России. Соисполнители: Минэкономразвития России, Минфин России, Роструд.
2. Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление от 13.05.2022 N 867 "О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (вместе с Правилами функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России")".
Срок разработки - в 6-месячный срок с момента принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Минтруд России. Соисполнители: Роструд, Минэкономразвития России.
3. Приказа Минтруда России "О порядке направления информации юридическими лицами о временном направлении по договору о предоставлении труда работников (персонала) к принимающей стороне на Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
Срок разработки - в 6-месячный срок с момента принятия федерального закона.
Головной исполнитель: Минтруд России. Соисполнители: Роструд, Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.