Досье на проект федерального закона
В связи с проведением Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции участились случаи совершения гражданами Российской Федерации, пребывающими на территории иностранных государств, публичных действий, направленных против основ конституционного строя, государственной и общественной безопасности Российской Федерации.
Имеются яркие примеры, свидетельствующие о том, что на территориях иностранных государств различными общественными лидерами и активистами осуществляется деятельность, направленная против интересов Российской Федерации.
Вместе с тем в силу действующего законодательства невозможно применять к указанным лицам меры профилактического воздействия, привлекать их к административной ответственности и тем самым пресекать действия, связанные с призывами к нарушению территориальной целостности и основ конституционного строя Российской Федерации.
Данная проблема осложняется еще и тем, что в последнее время основанием для включения в реестр иностранных агентов граждан России служит их противоправная деятельность, совершаемая в период их пребывания (проживания) на территории иностранного государства, направленная против интересов Российской Федерации, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, общественной безопасности.
В связи с этим законопроектом предлагается распространить предусмотренное частью 3 статьи 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) правило о привлечении к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение за пределами Российской Федерации, на все случаи совершения за рубежом административных правонарушений, направленных против интересов Российской Федерации.
Кроме того, в целях учета позиции Правительства Российской Федерации, изложенной в официальном отзыве от 22 августа 2024 года N ДГ-П4-27278, корреспондирующие изменения вносятся в процессуальные нормы КоАП, регулирующие порядок производства по делам о соответствующих правонарушениях.
Так, законопроектом устанавливаются особенности направления извещений и процессуальных документов (их копий) лицу, в отношении которого ведется производство по делу о таком правонарушении и которое находится за пределами Российской Федерации (вводимая статья 24.8 КоАП, проектируемые уточнения статьей 25.15, 27.10, 27.14, 27.16 КоАП), особенности рассмотрения данного дела в отсутствие указанного лица (предлагаемые изменения в статьи 25.1, 29.5 КоАП), а также вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, совершенном за пределами Российской Федерации и направленном против интересов Российской Федерации.
Одновременно в целях недопущения уклонения правонарушителей от административной ответственности и обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за административное правонарушение, совершенное за пределами Российской Федерации и направленное против интересов Российской Федерации, предлагается применять арест имущества лица, в отношении которого ведется производство по делу о таком правонарушении.
Принятие соответствующего федерального закона не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти, поскольку реализация положений законопроекта будет осуществляться судьями и должностными лицами, уполномоченными в настоящее время осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Законопроект доработан с учетом замечаний Правительства Российской Федерации.
Председатель |
Ф.Х. Мухаметшин |
Депутат Государственной Думы |
А.З. Фаррахов |
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Председатель |
Ф.Х. Мухаметшин |
Депутат Государственной Думы |
А.З. Фаррахов |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель |
Ф.Х. Мухаметшин |
Депутат Государственной Думы |
А.З. Фаррахов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.